И вот, значит, выступая недавно на съезде своей партии, лидер Нацобъединения Райвис Дзинтарс заявил, что национализм в Латвии стал модой, в чем заслуга исключительно и единственно его партии.
С националистической иголочки
Сам он и его ближайшие соратники и топ-модели национализма Домбрава, Иесалниекс, Шноре, наш Пьер Карден национализма Кирштейнс и сверкающая холодной красотой Коко Шанель латышскости Инара Мурниеце, блистали на подиуме съезда, «одетые с националистической иголочки». Ибо кому как не им знать, как носится нынче национализм. Не помню точно, кто предложил первый носить ленточку цветов флага не вниз концами ленточек, а вверх – так более оптимистично, но уверен, что это кто-то из Нацобъединения, а если не из него, значит, это украли конкуренты.
На этом как раз и заострился в своей речи Дзинтарс. Дело в том, что партии – политические конкуренты начали присваивать себе вечнозеленые лавры национализма, выдавая идеи основоположников моды за свои.
Главный кутюрье национализма сказал следующее:
«Вторжение России в Украину быстро изменило не только международную, но и внутриполитическую ситуацию, и многие цели, за которые Национальное объединение выступало в течение многих лет, сейчас последовательно реализуются...»
Под теми позициями, из-за которых в течение многих лет Нацобъединение называли радикальным, если не экстремистским, теперь подписываются почти все партии, даже явно левые и космополитичные «Прогрессивные» теперь готовы поддержать эти позиции как свои собственные.
То есть десятисантиметровый каблук и фиолетовую челку готовы носить все.
Держи вора!
Кто украл, где свидетели? Ну вот, например, из-за войны актуальным стал цвет хаки с камуфляжным принтом. Нацобъединение как раз и выдвинуло идею обязательного всеобщего призыва в армию. Но «Прогрессивные», воспользовавшись тем, что Минобороны руководит их министр Пабрикс, выдало эту идею за свою!
Еще у националистов увели идеи сноса оккупационных памятников, решение о полном переходе на обучение на государственном языке (средь бела дня украл консервативный министр юстиции), запрет кремлевских пропагандистских каналов.
И вы понимаете, о чем печется Дзинтарс? Конечно же о качестве национализма! Во многих городах Европы, России и Украины на базаре можно купить копеечные сумки «Гуччи» и кроссовки «Армани». Но их низкая цена и плохое качество бросают тень на весь бренд. Поэтому настоящие брендовые вещи шьются на фабриках со строжайшим пропускным режимом и высокими заборами, строже, чем в Гуантанамо. Чтобы не вызнали секрет качества и харизмы брендового изделия и не пустили в тираж подделку. Об этом же печется Райвис. Слава богу, общими усилиями одолели политическую контрабанду – промосковские партии «Согласие» и РСЛ. И вот она новая напасть!
Все это будут носить?
Но разве «прогрессивные», «Единство» и прочие «консервативные» знают, как сделать выкройку так, чтобы пещерно-шкурная, дремучая и антигуманная концепция выглядела цивилизованной? Разве могут вывести такой аккуратный шов, что комар носу не засунет? Нет!
Как, кстати, отличить настоящий национализм от патриотизма, эмблема которого на флагах всех партий, даже «русскоязычных». А тут все просто. Если партия выступает за то, что латвийское общество составляют не только латыши, но и представители других национальностей, которые своим трудом и любовью к родной земле делают ее краше и сильнее, то это патриотизм. Если же речь идет о том, что латвийцев других национальностей надо лишить на этой земле родного языка и культуры и обозвать оптом «пятой колонной», то это национализм.
Одно беспокоит Райвиса. Накапливается усталость от войны и санкций, и самое печальное, что мода всегда меняется. Ну не знаю, не знаю. Мне кажется, в Латвии национализм будет оставаться актуальным трендом еще очень долго. Потому что «красиво, практично и недорого». Прет-а-порте, короче.
Правда, модные критики говорят, что 9% избирателей не свидетельствуют о том, что мода захватила все общество. Но вы представьте себе на минутку, что каждый десятый прохожий на улице носит шапку с огромным ярким помпоном, а обут в ласты, поэтому передвигается задом наперед. Вам не кажется, что это будет бросаться в глаза?