Повышение тарифа составит 20-200 процентов для разных категорий потребителей.
Как оправдываются в своем заявлении клерки Gaso, это связано со значительным повышением цен на природный газ, повышением, вызванным инфляцией и затратами на оплату труда, а также со значительным сокращением количества переданного пользователям природного газа, что существенно влияет на показатели деятельности Gaso.
А что об этом думают авторитетные экономистя:
Дайнис Гашпуйтис, экономист:
– Любой прирост тарифов добавляет сил инфляции. Если оценивать отдельно, то рост не будет критическим. Но при нынешней высокой инфляции трудно определить, на каком евроценте покупательская способность домохозяйств обрушится.
Подобным образом думают и действуют многие другие предприятия, которые увеличивают цены, чтобы компенсировать расходы. Предприниматели должны оценить конкурентоспособность своей услуги или товара в долгосрочной перспективе, так как любой прирост цены заставляет потребителя все более активнее думать об альтернативах.
Ситуация очень своеобразная и необходимо понять, что делать в долгосрочной перспективе с инфраструктурой, в которую вложены огромные средства. Высокие тарифы на газ побуждают людей и предприятия отказываться от газа все чаще, возлагая груз фиксированной себестоимости на все меньшее количество потребителей.
Мартиньш Аболиньш, экономист:
– На домохозяйства и предприятия, потребляющие газ, рост тарифов Gaso, конечно, повлияет негативно, однако от этого решения макроэкономического влияния на экономику Латвии в целом не будет. Влияние предложенного тарифа на экономику Латвии составит менее 0,1% от внутреннего валового продукта.
Но на данный момент на рост тарифа нельзя смотреть в отрыве от роста цен на энергию и других тарифов, например, распределения электричества. Вместе они, конечно, негативно влияют на экономику и сейчас определенно нежелательны. Роста цен полностью избежать невозможно, однако цены на электричество и газ в настоящее время неэкономически высоки.
Думаю, мы должны быть очень осторожны и не должны торопиться весь прирост цен на энергию зафиксировать в тарифах на передачу. Это негативно повлияет на нашу конкурентоспособность, а в экономическом развитии мы уже и так отстаем от соседей. Для предприятий инфраструктуры рост расходов объективен и не может быть проигнорирован, однако, возможно, необходимо искать другие способы, как компенсировать этот рост.
Агнесе Буцениеце, экономист:
– Данные по инфляции показывают, что в октябре природный газ для населения, применяя государственную поддержку, был на 134% или в 2,3 раза дороже, чем годом ранее.
Общая цена природного газа для конечного пользователя состоит из пяти компонентов - цены природного газа, тарифов на распределение и услуг передачи, а также из налогов - акцизного и налога на добавленную стоимость. Самым крупным компонентом платежа является цена природного газа. В свою очередь, тариф на распределение (переменная и фиксированная часть вместе) без НДС составляет примерно третью часть от платежей для жителей, которые используют газ для приготовления пищи. Для тех, кто использует крупные объемы природного газа, тариф на распределение чаще всего составляет меньшую часть общего платежа.
Так как планируемый рост тарифов на услуги по распределению газа для большинства групп потребителей не превышает 30%, то влияние на общий платеж за газ в среднем должно составлять до 10%.