Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
20 сентября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Роль массовки в хорошем фильме: как в Риге снимают кино

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 06:55, 26 декабря, 2022


Наш коллега Александр Геронян представил в кафе книжного магазина "Полярис" свою книгу "Возвращение трясогузки", посвященную и латвийскому кино, и своему участию в "движении", которое называется "массовка".


Источник: Пресс-фото

"Сам начинал в массовке"

Предисловие к книге написал известный кинорежиссер, актер и сценарист, заслуженный деятель искусств Латв. ССР, почетный член Академии наук Латвии Янис Стрейч.

Они познакомились, и Александр выпустил сборник сценариев Брониславы Паршевской, с которой Стрейч в свое время работал над сценариями фильмов. "Эта опасная дверь на балкон" знаменитой актрисы и кинорежиссера Дзидры Ритенберг — плод их совместного труда.

— Неожиданно, через 20 лет, Александр мне позвонил и сообщил, что написал книгу о кино в Латвии — как его видят те, кто снимается в массовых сценах. Мне идея понравилась.

Участник массовки в кино — это особый культурный слой общества, фанатичный, преданный делу, крайне необходимый и не до конца оцененный. Мы, кинематографисты, к нам несправедливо равнодушны. А ведь я сам в начале своей кинокарьеры тоже снимался в массовке. Потом уже сам собирал артистов массовых сцен и работал с ними в кадре. Книга погрузила меня в воспоминания о начале моего пути в кино, когда я более уважительно относился к этим "народным артистам"…

Кино на крыше

Путь в кино начался у Александра еще в раннем детстве.

— В Баку, где я родился и вырос, был летний кинотеатр завода, и мы с друзьями, являющими полный в то время бакинский интернационал, взбирались на крышу, с которой был отлично виден экран, — делится Саша. — Вернее, его три четверти — четвертая часть оказалась скрыта каким–то строением.

Почему книга называется "Возвращение трясогузки"? Потому что это был один из первых фильмов, увиденных "с крыши". К тому же дилогия Александра Лейманиса об "Армии трясогузки" была снята на Рижской киностудии. Птичка трясогузка — природный символ Латвии. Фильм произвел на меня огромное впечатление! К тому же он был первым увиденным мной латвийским фильмом. И вышел он на пару лет раньше знаменитых "Неуловимых мстителей" Эдмонда Кеосаяна.

Латышский мальчик Мика из "Армии трясогузки" был нам очень симпатичен, как и второй герой, русский — Трофим, и третий из этой "армии", цыган Гаврюха.

Моя книга — своеобразный продукт пандемии, писал ее год. Я не киновед, не кинокритик, а просто неоднократный участник киномассовки, статист. Об этом и пишу. Просто журналист, который оказался на съемочной площадке. В книге — как бы два пласта повествования, "исторический" и "массовочный".

Посвящаю эту книгу любимой Риге, очень киношному городу. Если раньше в Риге снимали заграницу, то ныне заграница снимает у нас. Кого тут только нет! Даже Голливуд к нам заглядывает время от времени со своей съемочной командой, Микки Рурк гостил.

Поселки Тукумского побережья — Рагациемс, Звейниекциемс — прославились тем, что там снималось немало киноклассики. Самый яркий фильм — "Сын рыбака", который снимался еще в 1939–м. А в 1957–м к этому сюжету вернулись. И, конечно же, съемки превращались в настоящий праздник, приходили окрестные рыбаки с семьями, но они и снимались, конечно. А "крутили" потом это кино в домах культуры богатых рыболовецких колхозов.

Знаменитая комедия "Три плюс два", где играет Андрей Миронов — это совместное производство Рижской киностудии и "Мосфильма". Павильонные съемки проходили в Риге. Постановщик Генрих Оганесян, человек харизматичный и замечательно остроумный, сыграл там и эпизодическую роль официанта кафе.

Звезды и статисты

— Пишу о звездах латвийского кино — это Алоиз Бренч, Гунар Цилинский, Роланд Калниньш, Янис Стрейч, Юрис Подниекс, Арнольд Буров, Вия Артмане, Дзидра Ритенберг, Герц Франк, Ивар Селецкис, Гирт Яковлев и другие.

Одна из глав называется "Выходцы из Латвии" — в основном они живут и работают в России. Но есть латвийцы и в Голливуде.

Среди "ближних" — Яна Сексте, театральная и киноактриса, Никита Тарасов, Евгения Крегжде, Агата Муцениеце, Александр Лямин, Валерий Дмитриев, Ольга Озоллапиня, Дана Абызова. Это рижане, но есть еще и выходцы из Лиепаи, Вентспилса, Елгавы.

— Интересно, что вместо Юлии Пересильд в космос должна была лететь Агата Муцениеце, — заметила наша коллега Ольга Авдевич. — Ей симпатизировал режиссер, да и по другим причинам. Но поскольку у Агаты латвийское гражданство, в этом проекте она участвовать не могла…
А. Геронян: — С Муцениеце я столкнулся в Риге на съемках сериала "Крест" — сценарий картины основан на рижских легендах. Она играла там с бывшим мужем Павлом Прилучным.

Ольга Авдевич: — Хочу добавить, что пара поколений актеров, которые сейчас снимаются за границей — на российских, и не только, площадках, играют в театре, воспитаны в рижской театральной студии "Реверанс", которую много лет вела светлой памяти актриса Людмила Шевченко, покинувшая этот мир в нынешнем году.

Актерская подготовка была настолько сильной, что все эти ребята поступали в самые знаменитые театральные вузы прежде Союза, а потом России.

А. Геронян: — Латвийские костюмеры, гримеры и стилисты — это особая статья, они великолепны! Вкус, мастерство, профессионализм, чувство прекрасного, стильность. А уж работяги какие — если нужно, будут работать сутками. Как–то мы ушли со съемок домой, приходим утром снова на площадку, а они сидят и в тех же позах, делают свою работу. "Вы что, не спали?" — спрашиваем. "Да на пару часов прикорнули, и все".
Хороши и кастинг–менеджеры. Предвосхищая ваши вопросы, как попасть в массовку, скажу — есть несколько компаний, которые набирают базу статистов. Они же дают объявления в ФБ.

Для меня это любимое хобби, которым занимаюсь практически 10 лет. Когда есть время, с удовольствием снимаюсь, общаюсь с разными интересными людьми, и за это еще и деньги платят. Хотя не всегда эпизод с тобой выходит на экран…

К примеру, замечательная картина "Отец Ночь", посвященная легендарному Жанису Липке, которая была выдвинута Латвией на “Оскара”, "отметилась" только нашими затылками, а в киноленте "1906–й" вообще вырезали эпизоды с нами. Но гонорары — примерно 20 евро в латвийском фильме за съемочный день и 30 в зарубежном — все равно аккуратно выплачивали. Участвовал в массовке 60 раз, до шести эпизодов в картине.

О своих коллегах–статистах автор пишет в главке "Такие разные коллеги" (всего здесь 62 главки):

— Больше, конечно, приглашают латышей — даже если сериал снимают россияне. Но есть русские и армяне. Во время перерыва завязываются интереснейшие разговоры, возникает дружба.

Абхазия в Саулкрасты

О том, как он впервые "попал в кино" Александр рассказывает так:

— В 2013–м российская команда снимала у нас фильм "Наследие", эпизод абхазо–грузинской войны. Позвонили мне — мол, выручайте, нужны люди кавказской внешности, человек 40–50, причем и взрослые, и дети. Я собрал, сколько мог, своих соплеменников, и все получилось.
Некоторые эпизоды были очень смешные. Латвийский берег — это сосны и дюны, мелкий песочек на берегу. Абхазский же — пальмы, галька… Вот и получились ляпы — жарят шашлыки на берегу Саулкрасты, а в Цюрихе трамвай поворачивает, и на нем написано "Югла".

Потом я с сыном Аленом снялся еще в нескольких эпизодах "Наследия". Они еще не раз приезжали, звонили, у нас сложилась такая "массовочная" компания.

Статисты в кино — это не только безработные, пенсионеры или студенты, но знаю и одного крупного бизнесмена, который жить не может без кино, дальнобойщика и моряка.

Саша рассказывает и о своем участии в очень странном, если не сказать больше, финско–латвийско–эстонском фильме "Собаки не носят штанов", с радостью и восторгом — о дебютном фильме молодого режиссера Алисе Зарини "Рядом", и об историческом немецком сериале Terra X, который снимается аж с 1982–го и до наших дней.

Приятно было увидеть в книге и два моих материала, и статью коллеги Димы Марта.



Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Lifenews Книжная полка: у всех свои катастрофы
Лорри Мур, "Запертая лестница". СПб: Подписные издания, 2023.
Lifenews Книжная полка: легко ли быть музой художника?
Книга Людмилы Ермолаевой "Легко ли быть музой. Портрет жены художника длиною в жизнь" увидела свет уже после ее неожиданного ухода в конце декабря.
ЧП и криминал Жизнь и смерть Евгения Пригожина: до сих пор жив и пьет ром на Кубе?
"Наш бизнес — смерть, и бизнес идет хорошо" — значилось у группы "Вагнер" на нарукавных шевронах. Журналист–расследователь Илья Барабанов, после начала войны в Украине релоцировавшийся в Ригу, написал книгу о феномене российского наемничества, и представил ее на днях в столице Латвии, для аудитории, в основном представленной бывшими коллегами по медийному цеху РФ, оказавшимися в эмиграции.
Lifenews А зомби здесь тихие
Алексей Поляринов, "Кадавры". М.: Inspiria, 2024.