Под занавес уходящего года ведущие специалисты Латвийского онкоцентра предъявили правлению клиники по-существу ультиматум: или им будут повышены оклады и обеспечены надлежащие условия труда и современное оборудование, или они устроят английскую забастовку. То есть — всем коллективом уволятся по собственному желанию.
Отметим, что английскую забастовку следует считать самым эффективным средством давления на работодателей (в данном случае — на минздрав и правительство), поскольку другие формы протеста — пикеты, предупредительные забастовки и т. п. - уже давно политиков и чиновников не тревожат и вовсе не побуждают их к каким-то действиям.
Если даже в преддверии выборов политики не дрогнули и не отреагировали на врачебный бунт, то сейчас, кажется, и подавно без радикальных шагов со стороны медиков суетится не будут. Правда, новая министр здоровья Лига Менгельсоне вроде обозначает готовность что-то сделать. Вчера в прямом эфире Латвийского радио она говорила о намерении
разработать некую новую систему оплаты труда медиков, которая бы избавила их от необходимости, чтобы «собрать» достойный доход, работать сразу в нескольких местах.
Отметим, что, возможно, новый министр до конца не изучила ситуацию с системой распределения средств в госбольницах. На самом деле все четко регламентировано — в каком объеме и на основании каких критериев начисляется заработная плата врачам и среднему медперсоналу. Поэтому все зависит от доступного финансирования. И если правлению больницы разрешат работать с убытками, то они могут и повысить оклады медикам, не дожидаясь дополнительного финансирования. Возможно, так и придется делать в ситуации с Латвийским онкоцентром. Иначе просто работать будет некому и в итоге пострадают пациенты.
Но ясно одно: какую бы систему новый министр и ее подчиненные не придумали бы, а все равно нужны будут дополнительные средства. А они появятся не раньше марта, когда вступит в силу бюджет-2023. Напомним: поскольку бюджет на наступивший год так до сих пор еще и не принят, страна живет на основании прошлогоднего бюджета.
В принципе сложившая ситуация была легко прогнозируема: медики в период ковида уже привыкли к доплатам и, разумеется, не готовы смириться с возвращением по уровню оплаты труда к 2019-му году. Особенно в условиях рекордно высокой инфляции.
У госпожи Менгельсоне, в любом случае, появилась возможность доказать, что она способна быть эффективным кризисным менеджером. Если не сможет, то может возникнуть необходимость в смене министра. В новейшей истории Латвии еще пока не было случая, чтобы один министр здоровья отработал все четыре года, то есть весь период полномочий одного парламентского созыва. Как известно, даже при прошлом правительстве Кариньша, которое само отработало четыре года, министра здоровья пришлось менять — Илзе Винькеле была отправлена в отставку и ее место занял Даниэлс Павлютс.