Мероприятие открыл лично президент Эгилс Левитс, поблагодаривший Д. А. Лебера "за верность родине", акцентировав принудительный характер отъезда балтийских немцев в 1939 году:
— За долгое время оккупации профессор Лебер был уверен, что справедливость победит!
Родившийся в семье остзейца, профессора юриспруденции и сенатора Верховного суда Латвийской Республики, герр Лебер вместе с семьей в несовершеннолетнем возрасте отбыл в Германию. Как и полагалось гражданину Рейха, отслужил срочку в вермахте, после войны пошел по юридическим стопам отца. Между тем, как заявил Э. Левитс, в 1954 году Лебер явился в миссию Латвии в Лондоне и заявил, что желает восстановить гражданство!
Посланник Карлис Зариньш убедился в знании соискателем латышского языка и лояльности к Латвии, поэтому ему был выдан паспорт довоенного образца. А в 2018 году Сенат Верховного суда принял специальное решение, подтвердившее гражданство Д. А. Лебера — по иску его сына Алекса.
По этому вердикту Эгилс Левитс даже написал статью, где подчеркнул доктрину непрерывности существования государственности Латвии, как "краеугольный камень". Соответственно, отсюда проистекают и "перипетии", как выразился президент, с гражданством ЛР в 1990–е годы.
— Все законы надо интерпретировать так, чтобы интересы государства не были негативно задеты, — подчеркнул Эгилс Левитс юридический принцип Raison d'etat.
В 1989 году, выступая на научной конференции в Таллине, Лебер впервые на территории Советского Союза публично озвучил существование секретных протоколов к пакту Молотова — Риббентропа, продемонстрировав их копии. Уже после этого прецедента вопрос был поднят на Съезде народных депутатов СССР посланцем Латвии Мавриком Вульфсоном.
В 1990 году Дитрих Андрей Лебер занял профессорскую кафедру в Латвийском университете, пропагандируя доктрину континуитета, разработанную им в годы "холодной войны".
Характерно, что еще с 1957 года он неоднократно посещал СССР — сначала Москву, потом Прибалтику. В связи с этим герр Лебер является фигурантом дел оперативной разработки "Рижанин" и "Бэр", заведенных КГБ Латвийской ССР по прямому указанию центрального аппарата госбезопасности, и ныне представленных в Национальном архиве Латвии. Эти интересные документы демонстрируют методы кропотливой слежки и досконального изучения подозрительного иностранца, применявшиеся чекистами постсталинской поры. Последние документы в подборке относятся к 1990 году!
"Юридически перфектными" назвал разработки Д. А. Лебера президент Левитс. Нынешний глава государства, выросший во всех смыслах в ФРГ, неоднократно встречался с классиком юриспруденции и впитал идеи Лебера. Так что теперь становится еще более ясно и происхождение преамбулы к Сатверсме, и вообще ход политики Латвии в последние годы.