Я планов наших люблю громадьё…
Разбирала цели и задачи страны парламентская Комиссия по долгосрочному развитию — единственный в своем роде футурологический институт, старающийся заглянуть за горизонт. А что там будет дальше? В настоящем созыве сейма ее председатель — Угис Митревицс (1967), дипломированный лесовод, долго трудившийся в Гауйском национальном парке. Сейчас он в Национальном объединении, а до того был в Объединении регионов и "Латвийском пути".
Депутаты ознакомились с поставленными ориентирами. Так, до 2030 года в Латвии надо построить 240 публично доступных зарядных станций для электротранспорта. Пока идем нормально — уже функционирует 139. К тому же сроку нужно довести количество безэмиссионных средств передвижения до 2% от общего числа — тут еще ехать и ехать.
А тем временем страна, точней правительство А. К. Кариньша нацелилось повысить до 30–го года уровень использования биотоплива до 7% (было 3,5%), поднять энергоэффективность до 37% (изначально планировалось 32,5%).
Еще чуть–чуть экологической арифметики. В стремлении троекратно перевыполнить планы, новый Кабинет министров задрал объем уменьшения парниковых газов в Латвии в 2030 году до 6 миллионов тонн. А что это такое? В 2018 году, например, транспорт страны выделил 3,325 миллиона тонн углекислого газа, или 29% всех выбросов в ЛР. Собственно, транспортный выхлоп подразделяется на автомобильный (83,5%), воздушный (12,2%), железнодорожный (4%), а водный и внутренний авиационный выделяют доли от процента.
Ну вы навыделяли!
Ныне основным загрязняющим воздух фактором являются легковые машины (86% всего автопарка) — в год они выбрасывают 2,157 миллиона тонн CO2. Затем следуют грузовики с автобусами (14%), они дают еще 399 тысяч тонн, и легкий коммерческий транспорт (8%) с 220 тысячами.
Иначе и быть не может, ведь ежегодно в Латвию поступает 70 000 автомобилей, в абсолютном большинстве пользованных. Старше 10 лет — 61% импортируемых транспортных средств, и всего 28%, или 15,6 тысячи, новых. Среди последних 327 — электромобилей. Занятно, что это 2,1% — то есть даже чуточку больше, чем взяты обязательства. Если бы ЛР ввозила только авто с заводов — мы бы прямо были чемпионы по экологии.
Из 722 286 зарегистрированных в стране машин вырисовывается средний возраст в 14,9 лет. Бензиновые двигатели в глубоком меньшинстве — всего 30%, более всего дизельных — 67%, еще 3% использует в качестве топлива сжиженный газ. Потому в течение 2018–2021 гг. объем выбросов со стороны легковушек увеличился на 2 процента. Как же тут можно исполнить заветные зеленые мечты?
Удивительная особенность латвийского автопарка — его беспрестанный рост. Хотя наибольший бум был как раз 10 лет назад, когда число авто возрастало более чем на 7% по сравнению с предыдущим годом. В прошлом году — на 3,1%.
"Вторжение дизельных двигателей"
Так эксперты характеризуют ситуацию в Латвии на фоне всего Евросоюза. Только в единственной стране — Литве — машин на дизтопливе больше, чем у нас (69,2%). Для сравнения: в Финляндии всего 27,9%, в Нидерландах — 14%, а в Греции — 8,1%.
Изучив первичную регистрацию в Латвии подержанных машин, аналитики пришли к выводу, что переломными стали 2005–2006 гг., когда бензиновых двигателей стало меньше половины. Если же говорить о 2022 годе, то из импортированных в ЛР автомобилей "с прошлым", только 13,4% — на бензине. А вот на рынке новых машин ситуация обратная — там, после 5 лет доминирования в 2011–2016 гг., дизель пошел на попятную и упал ниже половины. И уже 62% машин в 2022 году было бензиновых.
Голубым по белому
На этом фоне 3644 электромобилей, зарегистрированных в Латвии в 2022 году, вроде бы погоды не делают. Чтобы было понятен уровень электроавтомобилизации — сейчас машин с белыми номерами и голубыми символами на них немножко больше, чем всех автомобилей в Первой республике в 1930 году (2975).
Но главное тут — тенденция. Как уверяют специалисты, при соблюдении всех факторов, уже к 2040 году более трети машин в стране будут безэмиссионными. То есть в атмосферу не будут выделять вообще ничего (электро), либо чистый водяной пар (водородные).
Впрочем, стопроцентной экологии все равно не получится: любая машина стирает свою резину, и тысячи тонн микрочастиц образуют весьма токсичную пыль. Ко всему прочему, необходимо будет утилизировать отработанные электрические батареи — та же Tesla, к примеру, дает только 8–летнюю гарантию на свои аккумуляторы. Чтобы произвести оные, используются комплектующие из Индии, Мексики, Китая. То есть заботясь о своей чистоте, "золотой миллиард" попросту перекидывает затраты и риски на остальное человечество, непродвинутое.
Станционные смотрители
Самым смешным во всей этой истории с электромобилями выглядит количество станций, которые будут потребны для их обслуживания. Возьмем из плана самый дальний — 2040 год. Наши футурологи подсчитали, что в Латвии к тому времени станет 439 661 единица экотранспорта. Соответственно зарядных–заправочных станций, электрических и водородных, для них потребуется… 29 310! В одной только Риге их должно быть — 20 517. Это получается, на каждом доме или через дом?
Чтобы осуществились эти фантастические, прямо скажем, задумки, предлагается в течение 10 лет вводить "План озеленения автопарка Латвии", в котором, кроме прочего, вот что: "Люди быстро изменят привычки от эмоций к рациональному выбору. Сегмент джипов уменьшится. Совместное использование авто существенно увеличится".
Короче, вместо BMW–3 и Volvo XC60 будете покупать Opel Mokka с Kia Ceed. Не баре, чай. Да и крупнейшие автоконцерны весьма скоро откажутся от двигателей внутреннего сгорания — Fiat, Volvo и Mazda так вообще через год, Volkswagen в 2026 году.
Ну а государство, со своей стороны, озаботится корпоративными льготами — чтобы предприятия выбирали для своих нужд электромобильчики, на них сделают налоговые скидки. Так что в 2040–е годы будет так — начальство на машинке, трудящиеся на трамвайчике. Все как сто лет назад!