Он пояснил, что уровень рождаемости тесно связан с количеством женщин в стране в возрасте от 22 до 35 лет. В трансформационный период 1990-х рождаемость стремительно падала – если в 1987 году родилось 42 тысячи детей, то в 1997 году – 19 тысяч. В свою очередь, в первом десятилетии 2000-х возникли проблемы на рынке труда – в результате чего, те молодые люди, которые не смогли найти работу, уехали в другие страны. Таким образом, Латвия понесла убытки за счет эмиграции, отметил Лейшкалнс.
В настоящее время в Латвии стремительно сокращается количество женщин в возрасте от 25 до 30 лет, и если Латвия хочет оставаться на уровне рождаемости, обеспечивая преемственность поколений, то каждая новая мать должна родить как минимум троих детей, считает эксперт.
«В своё время в Латвии существовало Министерство по делам детей, семьи и социальной интеграции, где министр рассматривал каждый нормативный акт с точки зрения поддержки семьи. Однако в 2009 году министерство было ликвидировано.
Во время финансового кризиса именно семьям с детьми пришлось нести бремя и уезжать в другие страны. На данный момент мы ощущаем последствия того, что то поколение уже не столь большое», – сказал Лейшкалнс.
Он также подчеркнул, что в последние годы семьи с детьми не оцениваются как отдельная ячейка, нуждающаяся в своих особых социальных гарантиях.
По мнению Лейшкалнса, демографическую ситуацию еще можно спасти. Например, руководитель платформы сотрудничества Центра по демографическим вопросам Имантс Парадниекс (НО) разработал Национальную стратегию возрождения, в которой особое внимание уделяется повышению качества жизни и повышению доступности услуг для семей с детьми.
В стратегии одной из таких мер могло бы стать облегчение бремени учебы и студенческих кредитов, предусматривая, что с рождением первого ребенка оно уменьшается вдвое, а с рождением второго ребенка полностью погашается. Рождению детей также будет способствовать улучшение программы обеспечения жильем семей с детьми и увеличение пособия по уходу за ребенком.
«При рождении ребенка женщина обычно выпадает с рынка труда, происходит потеря карьеры, и, если оба родителя соглашаются заботиться о детях пополам и снижать рабочую нагрузку, тогда половина родительского пособия отнимается у домохозяйства, таким образом, применяется экономическая санкция, заставляющая выбирать, кто будет заботиться о ребенке. Точно так же у нас не решен автоматический доступ в дошкольные образовательные учреждения, и часто приходится долго ждать своей очереди, а тем временем родитель не может вернуться на работу, потому что некому позаботиться о ребенке», подчеркнул Лейшкалнс.
При этом он подчеркнул, что не менее важно обеспечить детям школьного возраста образование за счет бюджетных средств и обеспечить доступность жилья, ведь однокомнатной или двухкомнатной квартиры недостаточно для семей с дети – каждому ребенку до определенного возраста нужна своя комната.
Не менее важным, по мнению Лейшкалнса, является получение бюджетного высшего образования, то есть образование должно быть доступно каждому за счет средств государственного бюджета или гарантированных учебных кредитов, которые затем будут аннулированы. «Семьям должна быть предоставлена возможность нормально жить и получать образование. Если страна продолжит действовать так, как до сих пор, рождаемость не изменится», – убежден эксперт.
Уже сообщалось, что по предварительным данным, собранным Центральным статистическим управлением, следует, что число новорожденных в стране продолжает снижаться: в 2022 году родилось 15 535 детей, что является самым низким показателем рождаемости за последние 100 лет и на 10,8% или на 1 885 новорожденных меньше, чем в 2021.