Одной из самых цитируемых новостей на прошлой неделе стало решение сейма отдавать Украине автомашины, отобранные у местных пьяниц.
Приняв это решение, депутаты, наверное, были очень довольны собой. И совершенно напрасно.
Владелец дорогого автомобиля вряд ли сядет пьяным за руль. Покупка новой машины предполагает наличие мозгов у его хозяина — хотя бы для того, чтобы заработать денег на достойное средство передвижения.
Получение автомобиля в кредит или лизинг также не для идиотов — банки и лизинговые компании проверят будущего должника на адекватность и законопослушность, отсеивая неадекватных и незаконопослушных претендентов.
Ок, в жизни все бывает. На штрафстоянку изредка прибывают и новинки автопрома. Однако и в этом случае владелец автомашины стоимостью в несколько десятков тысяч евро поспешит заплатить штраф в несколько тысяч евро и вызволить ее из полицейского плена.
Другое дело, когда нетрезвый водитель рассекает по дорогам Латвии на "мусорнике", которому в базарный день красная цена — несколько сотен евро.
А то еще и приплатить придется, чтобы утилизировать самодвижущуюся тележку, напичканную окислившимися проводами, ржавыми железяками, свинцовым аккумулятором и прочим старьем, от которого начинает тревожно биться сердце борца за чистоту окружающей среды.
И вот протрезвевший участник дорожного движения приходит за своей железной клячей и с ужасом узнает, что только три месяца стоянки с эвакуатором ему обойдутся в тысячу евро. Плюс штраф в одну–две и более тысяч евро — в зависимости от количества выпитого перед роковой поездкой и степени агрессивности после ее принудительного окончания. Кстати, максимальный "пьяный" штраф в этом году в Латвии составил 8,5 тыс. евро.
В такой ситуации поведение нарушителя предсказуемо — махнуть рукой и пешком уйти в закат. Не до "мусорника" — надо наказание в виде общественных работ и тюремного заключения отбывать. И на штраф копить.
Тем временем брошенный автопарк покрывается снегом, мокнет под дождем и выцветает под солнцем на государственном стойбище. Их там уже более тысячи. И судя по тяге населения к спиртному, будет еще больше.
Что с этим добром делать? На помощь пришли депутаты. Логика железная — чтобы продать что–то ненужное, надо купить что–то ненужное. Соответственно, чтобы подарить что–то ненужное, надо найти что–то ненужное. Нашли! Никому не нужного автобарахла у нас уже полные штрафные стоянки.
С точки зрения латвийской экономики — блестящее решение. Шведы, например, нам старые покрышки сбагривают — почему бы и нам автометаллолом не сплавить? Однако если по–человечески оценить идею сейма, то это позорище.
Ладно когда подаренный латвийскими властями "мусорник" застрянет где–то подо Львовом. Ржавую латвийскую гуманитарку помянут недобрым украинским словом и уволокут на свалку. Но она же может развалиться где–нибудь в прифронтовой зоне, где речь уже идет не о промилле и штрафах, а о реальной угрозе жизни…
В этой связи остается лишь напомнить политикам: чтобы помочь украинцам, надо им помогать, а не повышать за их счет свои рейтинги и избавляться от мусора в собственной стране путем загрязнения чужой.
Андрей ШВЕДОВ, главный редактор газеты "СЕГОДНЯ".