Что же говорит латвийский закон о записи разговоров с муниципальными работниками или должностными лицами, если это необходимо для чьей–то собственной защиты или как доказательство? Официальный портал lvportals.lv приводит разъяснение в этой связи.
Как пояснил юрист Янис Фридманис, обработка персональных данных регулируется Общим регламентом защиты данных 2016/679 (далее — Регламент) и национальным законодательством Латвийской Республики. В регламенте указано, что он не применяется, если обработка данных осуществлялась исключительно домохозяйствами, т. е. для личных нужд.
Если клиент является физическим лицом и планирует использовать запись только для собственных нужд, не связанных с профессиональной или коммерческой деятельностью, если запись не планируется передавать третьим лицам (в том числе публиковать в интернете, например, в социальных сетях), к такой деятельности не применяются требования Регламента (в том числе установленные Регламентом требования об уведомлении).
Или, говоря проще, если вы собираетесь аудиозапись использовать вместо блокнота, чтобы не забыть, о чем шла речь, то никаких особых требований к вам не предъявляется.
Однако если целью записи является защита законных интересов, контроль качества или иное, то, согласно нормам Регламента (статья 13), перед записью разговора клиент обязан сообщить о записи разговора, получить согласие лица на запись разговора и предоставить информацию, указанную в статье 13 Регламента. То есть придется предупреждать и получать разрешение.
Недовольство коммуналкой нарастает
В течение года удовлетворенность и лояльность потребителей коммунальных услуг в Латвии значительно снизились, говорится в исследовании, проведенном исследовательским агентством "Кантар".
Чтобы узнать, как изменилась удовлетворенность и лояльность клиентов частного сегмента в течение года, "Кантар" в декабре 2022 года провел повторный опрос населения в коммунальном секторе Латвии. Исследование включало оценку торговцев природным газом, торговцев электроэнергией, "мусорщиков", поставщиков услуг водоснабжения и канализации, поставщиков тепловой энергии, управляющих недвижимостью и пр.
Что ожидаемо: показатели были значительно ниже, чем в 2021 году, и оцениваются как умеренно низкие (40 пунктов индекса). Причем самые резкие изменения затронули торговцев природным газом (–18 пунктов).
За год показатели предприятий электроэнергетики, управляющих отходами, поставщиков услуг водоснабжения и канализации и поставщиков тепла снизились на четыре–шесть индексных пунктов.