Десять дней в окопах
«Латвия должна быть готова противостоять любой агрессии и угрозам в течение как минимум десяти дней», – заявила Инара Мурниеце во время обсуждения будущей концепции гражданской обороны Латвии.
По ее словам, североатлантический договор предусматривает, что вооруженное нападение на одну страну будет считаться нападением на все государства-члены НАТО. Однако министр подчеркивает, что согласно этому договору каждая страна обязуется на протяжении длительного времени эффективно поддерживать и развивать свои индивидуальные и коллективные силы для противостояния вооруженному нападению.
Немного не по себе
Насколько мы помним, данный срок – десять дней – руководство страны озвучило впервые. И есть подозрения, что министр, говоря о данном времени, вероятно, думала, что тем самым успокоит население.
Примерно как Мальчиш-Кибальчиш из «Сказки про военную тайну» Аркадия Гайдара. Помните?
– Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.
Однако латвийскому обывателю, не владеющему государственными секретами и не знающему основ военного дела, от слов Инары Мурниеце стало немного не по себе. «Неужели ракеты и самолеты НАТО летят так медленно, что им нужно десять дней для того, чтобы добраться до Латвии? Почему нельзя помочь немедленно?» – вопрошает непосвященный человек.
Подъем, лежебоки!
Страны Балтии – очень скромные по размерам. Это вам не Украина. За десять дней их можно проехать туда и обратно много раз. Учитывая современные средства ведения войны, не слишком ли долго будут подтягиваться союзники? Понятно, что танки и артиллерию так быстро не перебросить, но войска ведь можно за день-другой направить?
Когда-то в рядах советской армии нормативом времени от приказа «Подъем!» до построения в полной форме были 45 секунд. Еще пара минут требовалась на то, чтобы схватить свой автомат и подсумок в оружейной комнате и построиться уже на улице, у казармы. После этого солдата можно отправлять куда угодно, и теоретически через пару часов он может находиться в тысяче километров от своего первоначального места размещения.
Что не так с солдатами НАТО? Почему они такие лежебоки? Но молчит латвийский министр обороны, не разглашает подробностей. Опять-таки как тот самый Мальчиш-Кибальчиш, у которого буржуины хотели выпытать военную тайну.
Лишь бы не дошло
Но, может, и хорошо, что молчит. А то удивление обывателя было бы еще больше. Примерно как у премьер-министра Эстонии Каи Каллас, которая летом прошлого года вдруг узнала, что в случае нападения Эстония может до полугода находиться под оккупацией, прежде чем союзники освободят ее. Об этом она рассказала тогда в интервью Financial Times. Статья наделал шума.
Премьера за это интервью упрекали даже соратники по партии. Мол, зачем было народ пугать и секреты разглашать?
«План обороны НАТО не предполагает защиты Эстонии с первого дня войны», – поделилась тогда Каллас. Слова Мурниеце о десяти днях это тоже утечка, но уже новой концепции НАТО в отношении обороны стран Балтии? Получается, альянс сократил время реагирования с полугода до десяти дней? Это, конечно, большой прогресс, если наши догадки верны. Но, вполне вероятно, что мы ошибаемся.
Географическое местоположение стран Балтии таково, что оборонять их от превосходящих сил противника очень трудно. Военные очень быстро окажутся в окружении. Именно поэтому НАТО и держит здесь совершенно символические контингенты. Это скорее заложники, чем полноценные войска. Зачем нести ненужные потери?
Впрочем, война в Украине показала, что с налета, нахрапом, страны Балтии атакованы не будут. Для нападения на Украину армия РФ стягивала войска к границам почти год. Незамеченными подобные передвижения остаться не могут.
Времени для подготовки к обороне будет достаточно. Возможно, натовские стратеги пересмотрят и свою концепцию, которая по обыкновению останется военной тайной. Но больше всего мы, конечно, надеемся, что до этого не дойдет. Определенные предпосылки к этому уже наметились.