Более того, даже пессимистически настроенные эпидемиологи не думали, что ковид начнет косить миллионы людей и смертность от этого вируса в какой-то момент будет близка к смертности от чумы и других особо опасных инфекций средневековья!
Впервые режим ЧС
Так или иначе, но в эти мартовские дни 2020 года Латвия впервые в своей новейшей истории ввела режим чрезвычайной ситуации на всей территории страны. Поясним: после восстановления независимости несколько раз вводился режим «локального» ЧС – чаще всего во время весенних паводков из-за угрозы наводнения и затопления обширных территорий. Тогда, три года назад, первое правительство Кариньша и само еще слабо представляло, как будет работать режим ЧС и как, собственно говоря, контролировать его соблюдение.
Самым «грозным» элементом первого режима ЧС в Латвии был перевод обучения в школах на «удаленку».
Что было дальше, мы все с вами хорошо помним: еще минимум три режима ЧС, включая почти локдаун с комендантским часом и закрытием магазинов и общепита, кризисная ситуация в больницах, отмена плановых операций. Но самое страшное – лавина смертей от трех волн ковида. Кстати, и спустя три года после начала распространения ковида по планете Всемирная организация здравоохранения все еще не отменила пандемию. Несмотря на наличие множества вакцин и даже специфических медикаментов от ковида.
Но если прокручивать пленку назад, то сперва человечество в XXI веке оказалось почти беззащитным перед новым вирусом, который имел обыкновение еще и быстро мутировать. Скептики тогда сокрушались: на дворе XXI век, невероятные компьютерные технологии, которые успешно используются и в медицине, а с ковидом медики предлагают бороться, как в позапрошлом веке – мыть руки, соблюдать дистанцию и не посещать массовые мероприятия!
Проверка на прочность
Но сам пандемийный кризис стал настоящей проверкой на прочность как для всех ветвей власти, так и для системы здравоохранения и системы реагирования на кризис. Если оценивать деятельность властей по десятибалльной системе, то максимальная оценка, которую можно поставить, – это 6. И то лишь делая скидку на то, что никогда прежде Латвия с таким кризисом не сталкивалась. Ошибок за эти три года – особенно в первые полтора года – было допущено великое множество! Это и слишком запоздалое реагирование на меняющуюся ситуацию, отсутствие последовательности в принимаемых решениях, хаотичные шаги, которые зачастую с трудом поддавались логике и здравому смыслу. Достаточно вспомнить печально известный запрет продавать в магазинах определенные товары!
Впрочем, в ряде стран ЕС ограничения были на порядок строже, а локдауны напоминали попытку посадить миллионы жителей под домашний арест.
Пять уроков пандемии
Если говорить об уроках трехлетней пандемии, то можно выделить пять основных.
Урок первый – если на регулярной основе не вкладывать в систему здравоохранения необходимые средства, то в кризисный период система может довольно быстро дать сбой. И на пике пандемии мы в этом убедились, когда стационары уже заявили о критической ситуации в тот момент, когда с ковидом одномоментно в больницах находилось чуть более 900 человек.
Если 900 пациентов могут создать коллапс в системе госпитальной медицины, то это очень серьезный симптом заболевания здравоохранения! К слову сказать, особых уроков из этой ситуации наши власти не извлекли и после завершения острой фазы пандемии опять решили финансировать медицину по остаточному принципу! Поразительно, но это делает все тот же премьер, который руководил правительством весь период буйства ковида!
Урок второй – в структуре исполнительной власти необходим постоянно действующий кризисный центр, который бы имел весьма широкие полномочия и мог не только реагировать на уже случившееся ЧП, но и пытаться загодя подготовить систему управления к возможным чрезвычайным ситуациям. Насколько можно понять, работа над созданием такого центра уже началась.
Урок третий – система закупок в нашей стране, мягко говоря, очень негибкая, тяжеловесная и забюрократизированная, а также хронически отсутствует система ответственности. В результате сперва Латвия «проспала» ситуацию и заказала намного меньше вакцин, чем было необходимо, а затем начала закупать вакцины в таком количестве, как будто эти вакцины жители Латвии должны принимать внутрь каждый день вместо витаминов. Счет идет на миллионы доз! Сейчас у нас уже шесть видов вакцин, причем запасы такие, что скоро нужно будет снова жертвовать эти препараты развивающимся странам.
Урок четвертый – пандемия стимулировала, и не только в Латвии, дальнейшую компьютеризацию, и удаленная работа, кажется, осталась в нашей стране надолго. Пандемия показала, что не всегда эффективно «просиживать штаны» в офисах – «бумажную» работу вполне можно делать не выходя из дома. Это и быстрее, и дешевле, и меньше создается пробок на дорогах… Многие вузы сейчас практикуют частично удаленное обучение, экономя таким образом на электричестве и отоплении.
Урок пятый и самый главный – пандемия научила наши очень консервативные в финансовом плане власти тратить деньги на людей – на простых людей! Опыт выплат компенсаций, дотаций и субсидий в период пандемии очень даже пригодился властям и сейчас, когда в свете войны, санкций и других геополитических потрясений энергорерсурсы просто стали астрономически дорогими. Маловероятно, что правящие решились бы на два пакета помощи домохозяйствам и бизнесу, не будь у них опыта работы в пандемию.
Невосполнимые потери
Самое, конечно, печальное, что пандемия унесла жизни миллионов людей. Для маленькой Латвии потери от ковида тоже очень ощутимые – за эти три года скончались от ковида и его последствий 6630 человек.
Хотя все мы понимаем, что жертв ковида намного больше – кто-то скончался с неустановленным диагнозом, но нельзя исключить, что смерть наступила вследствие ковида, кто-то умер спустя какое-то время от «долгого» ковида или его отдаленных последствий – тромбоэмболии, инсульта, инфаркта… И эти потери невосполнимы.