Спустя шесть лет латвийский диплом стал действителен в Кембриджском университете, но в Оксфордском университете без каких-либо изменений - с латвийским аттестатом о среднем образовании при вступлении будет отказано.
Роланд Лопатко сейчас находится в Латвии, потому что у студентов Кембриджского университета в Великобритании каникулы. Мальчик изучает математику на втором курсе. Дверь в престижный вуз ему открыла программа международного бакалавриата, которую он проходил во время учебы в Рижской государственной 1-й гимназии. В противном случае поступить в этот вуз было бы намного сложнее.
«В прошлом году 24 студента учились из Латвии, это бакалавриат, магистратура и докторантура. Ну, а из Литвы учились 78 человек», — сказал Роланд.
В программе ЛТВ «Панорама» несколько лет назад сообщалось, что лучшие британские университеты не признают результаты латвийских централизованных экзаменов. В письменном ответе Кембриджский университет подтвердил, что аттестат латвийской средней школы в настоящее время признается действительным. Тем не менее, чтобы поступить нужны и другие достижения.
Выдержка из ответа Кембриджского университета: «Зачисленные учащиеся, получившие аттестат о среднем образовании, как правило, прошли дополнительные курсы вне школьной программы. Это также достижения на олимпиадах или тестировании».
«У нас в Латвии есть способные студенты, у нас есть студенты, которые могли бы быть там и учиться, несмотря на то, что они закончили обучение с этим латвийским дипломом. Они дополнительно учились и получили эти знания, но доказать это им непросто. Самая большая проблема в том, что в результате талантливые люди не могут учиться там, где должны», — сказал Роланд, который учится в Кембридже.
Между тем, латвийский аттестат совершенно не принимается в Оксфордском университете, где действительными признаются литовские и эстонские дипломы. Латвия находится в одном ряду с такими странами, как Россия, Афганистан, Лесото и другими.
Мартиньшу Вайварасу удалось поступить в Оксфордский университет, который он закончил несколько лет назад. Когда-то он тоже учился в Рижской государственной 1-й гимназии и прошел программу, по окончании которой получил сертификат международного бакалавриата. Такую возможность предлагают лишь несколько школ – Рижские государственные 1-я, 2-я и 3-я гимназии, а также Огрский техникум и некоторые частные школы.
Олимпиады на международном уровне тоже бывают далеко не по всем предметам.
«Я действительно думаю, что мы просто закрываем двери для многих талантливых студентов, которые заслуживают учиться и на других неточных программах. Впервые я узнал об этой ситуации в 2007 году. Сейчас 2023 год», — сказал Мартиньш.
И ничего не изменилось. В электронном письме Оксфордский университет сообщил ЛТВ, что регулярно пересматривает критерии приема. Однако в случае с Латвией выданный аттестат по-прежнему не соответствует высоким требованиям вуза и конкуренции, в которой на поступление претендуют только лучшие.
Выдержка из ответа Оксфордского университета:
«[Уровень «А», полученный в Латвии] не соответствует уровню «А» британской системы. Можно утверждать, что аттестаты, выданные в Латвии, в настоящее время не соответствуют требованиям, установленным Оксфордским университетом. Кандидаты должны пройти дополнительные курсы, если они хотят подать заявку».
Государственный центр содержания образования пояснил, что новый образовательный контент в настоящее время дает учащимся возможность изучать интересующие их предметы на более глубоком уровне, что больше соответствует британской системе образования. И это шаг в правильном направлении.
«Это решение, разработанное в Кембридже, куда попадало все больше и больше наших студентов. Во многом благодаря участию в международных олимпиадах, но их достижения были настолько высоки, что Кембридж пересмотрел эти требования. Точно так же мы должны работать с Оксфордом. Но только студенческих историй будет недостаточно. Это также собственный вклад страны в разъяснение этих образовательных проблем. И бесспорно, что эстонцы делали это гораздо интенсивнее именно потому, что их ресурсы были направлены в эту область», — призналась Лиене Вороненко, руководитель центра.
Вопрос о том, вкладывать ли дополнительные ресурсы в это направление – это политическое решение о приоритетах.