Старики жалуются на грубость персонала, ограничения на посещения родственников, низкое качество медицинского обслуживания, образ жизни "как в тюрьме", а также сведение счетов с жалобщиками.
Ждите проверяющих
С 6 по 26 марта поступило в общей сложности 113 сообщений — как звонков, так и электронных писем, а также писем в мессенджер Whatsapp. Была получена информация о 65 домах. Всего по состоянию на 1 июня 2022 года в Латвии насчитывалось 157 домов престарелых, созданных как муниципальными учреждениями, так и частными лицами и неправительственными организациями.
— Хотя недостатка в словах благодарности и положительных отзывах не было, в основном люди обращались, чтобы выразить недовольство, — пояснила Лиене Намниеце–Берзиня, руководитель отдела профилактики Департамента гражданских и политических прав аппарата омбудсмена.
— На данный момент мы не будем публиковать, из каких именно домов мы получили новости, потому что одним из завершающих мероприятий в этой кампании являются посещения для проверки полученной информации. Визиты планируется начать в этом полугодии, — добавила Л. Намниеце–Берзиня.
В тесноте и в обиде
Было получено относительно много сообщений о том, что родственникам отказывают в возможности посетить своих стариков. Во многих домах до сих пор действуют различные виды ограничений, например, карантин по гриппу. Если свидания и разрешены, то родственников в комнаты не пускают, поэтому увидеть реальные условия проживания невозможно.
Также поступали жалобы и на то, что посещение дома престарелых возможно только в будние дни и в рабочее время, когда у родственников обычно нет такой возможности.
Сениоры также жаловались на условия проживания — плохо оформленные комнаты, теснота, невыносимый запах в помещениях. Пациенты не принимают душ регулярно, лежачих клиентов моют редко, и др. В результате недостаточного ухода возникают пролежни и другие проблемы со здоровьем.
Многие места до сих пор недоступны для людей с ограниченной подвижностью. К тому же тех, кто находится на втором этаже здания, никогда не выводят на свежий воздух, и обитатели чувствуют себя "как в тюрьме".
Почему старики боятся жаловаться
Еще одна важная тенденция — боязнь жаловаться, отмечают в Бюро омбудсмена. Многие жалобщики захотели остаться анонимными и даже побоялись назвать учреждение, потому что "их расшифруют и выгонят".
Одна из самых частых распространенных жалоб: уход за людьми осуществляется неаккуратно и жестко. Родственники также указывают, что клиентам не отдают взносы, здесь исчезают карманные деньги, одежда, украшения и т. д.
Значительное количество стариков также жаловались на то, что люди здесь могут только спать в своих кроватях и целый день проводить в номере или бесцельно бродить по коридорам учреждения. Никаких более содержательных возможностей для отдыха нет, реабилитационные мероприятия не организуются.
Из соображений экономии в некоторых домах престарелых свет выключается уже в 19.00 и их обитатели должны ложиться спать, хотя они уже целый день лежат в постели. По вечерам даже нет возможности почитать книгу или посмотреть телевизор.
Медики приходят неохотно
Большое количество жалоб касалось плохого медицинского обслуживания и, в частности, семейных врачей, которые либо неохотно посещали дом престарелых или вообще никогда там не были. Медсестер никогда нет на месте.
Многие родственники заявляли, что поместили близкого человека в дом престарелых именно из–за их слабого здоровья, потому что думали, что там хорошее медицинское обслуживание, но этого не происходит.
Например, в одном из случаев состояние женщины значительно ухудшилось, и ее не кормили в течение двух дней (отсутствовал зонд для кормления), что привело к госпитализации через несколько дней с истощением.
Обитатели домов также сообщали о случаях, когда персонал опаздывал с вызовом скорой медицинской помощи, потому что они не знали, как распознать признаки, например, сердечного приступа.
При этом для многих плата за дом престарелых неадекватно высока: звонили родственники, которые не могут оплатить пребывание своего пожилого родственника в доме престарелых.
Персонал перегружен
Омбудсмен также получил информацию от персонала домов престарелых, которые поделились информацией о своих трудовых обязанностях — одевание, подъем с постели, раздача еды, кормление, мытье посуды на 15–30 человек одновременно в течение 30–40 минут.
При этом они часто выполняют еще и обязанности уборщиц — моют полы, чистят туалеты, поэтому времени на выяснение пожеланий или потребностей жильцов не остается.
Что будет дальше
Информация, полученная в ходе акции, будет использована при составлении плана посещения домов престарелых представителями Бюро омбудсмена.
Параллельно с этими мероприятиями на этой неделе омбудсмен направит в дома престарелых запрос информации о финансовых и кадровых ресурсах, а также о проблемах предоставления социальной помощи и социальной реабилитации. Именно по этим аспектам в ходе кампании было получено значительное количество жалоб.