Канал Каросты — один из самых загрязненных мест в регионе Балтийского моря, отмечает управляющий Лиепайской СЭЗ Улдис Хмиелевский.
«В Советское время все, что мешало на суше, просто сбрасывалось в воду — тросы, детали, какие-то узлы и т.д. У пристаней, которые в свое время надо было вернуть в коммерческий оборот, экскаватором вытаскивался разный металлолом».
К сожалению, и после этого проекта канал не будет очищен полностью. Для этого не хватает финансов и технических ресурсов, рассказывает руководитель отдела исследования рынка и аналитики СЭЗ Иво Кониньш.
В настоящее время, учитывая доступное финансирование, будет максимально очищено активная хозяйственная зона канала.
Работы проводит генеральное предприятие ООО «Эко оста», для подъема загрязнений в качестве подпредприятия привлечена и эстонская компания.
Во время работ по санации, которые будут длиться до сентября или октября, в общей сложности из водоема планируется вытащить примерно 164 000 м3 мусора, который доставят за установленную в 2001 году шпунтованную стену в восточной части канала.
Шпунтованная стена построена рядом с местом, где в свое время планировалось построить еще один сухой док судостроительного завода. Док так и не построили, территорию засыпали и построили Лиепайскую кофейную фабрику, рассказывает И. Колиньш.
«Интересно, что при постройке стены, было констатировано, что более 10% загрязнений находятся именно в восточном конце канала.
Поэтому их надо вытаскивать», указывает он.
В этой части канала в советское время были нефтяные резервуары, где на суда грузились нефтепродукты, которые попадали и на сушу, и в воду. «В то время это был нормальный процесс», добавил руководитель работ по санации ООО «Эко оста» Кристапс Каупужс.
В настоящее время около территории Тосмарской судоверфи работает техника, которая ковшом поднимает грунт, погружает его на баржу, который далее доставляет его к шпунтовой стене. Планируется, что во второй половине апреля прибудет и землесос. Подготовлены также ограничительные боны, чтобы поднимая грунт, грязь не попадала в море
«Загрязнение нельзя ликвидировать как только песок, так как там есть так называемые патогенные включения — детали старых судов, трубы, разное железо и т.д.», поясняет У. Хмиелевский.
Поэтому землесос будет работать в тандеме с плавающим экскаватором, который будет выкапывать техногенное загрязнение из углов канала и спусков.
В 2015 году, когда реализовывался пилотный проект по очистке канала, вытаскивая и утилизируя крупногабаритное техногенное загрязнение, было найдено несколько взрывоопасных предметов.
К. Каупужс подтверждает — есть риск, что на дне есть еще.
«В любом случае у нас есть разработанные действия на случай, если будут найдены взрывоопасные предметы», говорит он.
Один из партнеров проекта — Норвежский институт изучения воды, который принимает участие в очистке канала с целью показать пример в реализации работ по санации подобных предметов в Норвегии и поделиться знаниями с латвийскими специалистами, которые будут нести ответственность за поддержание достигнутых целей санации в будущем.
И. Колиньш: «Уникальность этого проекта заключается в том, что книг [о проведении такого вида санации] просто нет. Вместе с норвежскими партнерами попытаемся создать эту условную книгу, соответственно оценивая, какими должны быть следующие шаги после санации, чтобы максимально улучшить состояние среды канала Каросты.»
Общие затраты проекта — неполных 5,2 млн евро, 4,3 из них привлечены из финансового инструмента Норвегии. Остальная сумма — инвестиции управления СЭЗ.