Об этом и многом другом мы беседуем с настоятелем храма Святого Архангела Михаила, зав. отделом образования и катехизации Латвийской православной церкви отцом Олегом Пелевиным.
Одна на всех
— Отец Олег, каковы особенности нынешней Пасхи?
— Пасха всегда есть Пасха. Она бывает постоянно и всегда. Как бы ни выглядел пасхальный календарь — бывает ранняя Пасха, поздняя, бывает, православная Пасха совпадает с западной, бывает гораздо позже или неделя разница с католической, как в нынешнем году. Каждый год все как–то по–другому.
Но Пасха всегда одна — Пасха Христова, когда мы воспоминаем Воскресение нашего Спасителя. Когда воспоминаем это чудо, которое на самом деле является величайшим чудом в истории человеческого рода. И которое является неким центральным событием человеческой истории, истории христианства, Христианской церкви, истории всех людей, и об этом все знают. Пасха есть залог вечной жизни для каждого из нас.
Именно поэтому она Пасха радостная, поэтому Пасха великолепная, Пасха торжественная, ибо она есть Великое обетование. И поэтому у каждого человека есть такое удивительное желание соприкоснуться с Пасхой. Как–то почувствовать, что Пасха. Это удивительно! Даже в то время, когда большинство людей было неверующими, когда многие храмы были закрыты, а в те, которые действовали, мало кто ходил — в основном люди преклонных лет, домохозяйки.
Атеисты с гордостью писали, что вот ходят в храм только пенсионеры, домохозяйки и инвалиды. А люди сознательные, молодые, перспективные — не ходят. Тем не менее каждую Пасху у каждой действующей церкви, даже отдаленной от города, сельской церкви, собиралось множество людей. Они хотели, пусть на короткое время, увидеть радость праздника.
А что они могли увидеть, когда все было достаточно скромно? Они видели, как выносили из храма хоругви на крестном ходе, как священник возглашал у входа в храм "Христос Воскресе!", как пели тропарь и заходили обратно в храм. И больше увидеть тем, кто не заходил в храм, было уже нельзя. Не все могли зайти в храм. Видели это торжество, которое длилось максимум 8–10 минут.
Стоило ли куда–то идти в Пасхальную ночь, когда транспорт уже не ходил, чтобы постоять за забором, чтобы издали за 20–50 метров увидеть, как выносят хоругви из храма?..
— А почему за забором?
— Ну потому что в советские годы, до 80–х, не всех пускали в храм. Милиционеры пускали либо людей с пропусками, либо уже очень пожилых. Людей помоложе старались не пропустить под разными предлогами.
Помню свои студенческие годы в Великом Новгороде, 1960 год, мне очень хотелось пойти на Пасху, и мы пошли с моей крестной — она была очень старенькая. Приходим, а там стоит солидный милиционер, офицер. И она говорит: "Вы знаете, я плохо вижу, почти слепая, разрешите внуку меня проводить". А он и отвечает: "Если вы идете в церковь, то нужно подбирать провожатых по возрасту".
С середины 80–х все стало меняться, но прежде было так. Однако люди все равно ожидали соприкосновения с этим праздником. Так и сегодня — то же самое, мы ждем Пасху, ждем радость Пасхальную, всегда надеемся, что на Пасху будет хорошая погода, солнце, что у нас будет хорошее настроение и радостные события в жизни каждого из нас. У людей есть надежда, что все это случится.
Куличи с цветами
— Вы ведь росли в верующей семье? Как у вас отмечали Воскресение Христово?
— Семья у нас была верующей, и, конечно, мы отмечали Пасху. И, конечно, остались хорошие воспоминания, интересные, необычные. Вот в детстве мы очень любили крашеные яйца, нам это казалось чем–то необычным, особенным. И почти все наши знакомые красили яйца луковой шелухой, и крайне редко они были какого–то другого цвета. И у всех одинаковые, коричнево–красноватые. А у нас была знакомая, тетя Нина, она красила яйца по–другому — у нее они были голубые, синие, зеленые. Она приносила нам пакет с крашеными яйцами, и мы видели, что это что–то такое удивительное.
И еще было — крупными, яркими бумажными цветами украшали пасхальные куличи и творожные пасхи. Сейчас так почему–то не делают — редко у кого увидишь такое украшение.
— А я прочитала в удивительной книге Ивана Шмелева "Лето Господне", что такими цветами украшали пасхальную снедь все, а еще веночки из роз надевали на куличи…
— Перед Пасхой в то время продавали старушки такие бумажные цветы, всегда очень яркие, с большим зеленым листочком… Они были на таких тонких проволочках — было удобно воткнуть сверху в кулич.
Еще было интересно, что старозаветные люди незадолго до Пасхи насыпали в глубокую миску зерно и накрывали мокрой тряпочкой, чтобы оно прорастало. Или высевали какую–то травку, насыпав немного земли, или просто зерна овса клали, и они прорастали. И туда, на этот "лужок", клали крашеные яйца, и получался такой пасхальный декор, как будто яйца лежат "на лужке".
Помню еще, люди ходили друг к другу, поздравляли с Пасхой. Не у всех были телефоны, но все ждали, что придут поздравлять. Обязательно на столе были куличи и творожные пасхи, какие–то закуски… Рецептов куличей очень много.
"С ним входит свет…"
— А в чем глубинный смысл Пасхи?
— В том, что мы каждый раз в этот день стараемся пережить сопричастность Воскресению Христа. Это событие немножко неожиданное — для Его учеников, для апостолов. Они, конечно, знали об этом. Господь им все время об этом Говорил, но насколько они верили в это, насколько могли принять?
Конечно, они видели, что Христос Сам Воскрешал умерших. Вот он Воскресил Лазаря, Воскресил сына вдовы, дочь Иаира. Есть картина Репина "Воскресение дочери Иаира".
Комната темная, там лежит умершая девушка, открывается дверь — и вместе с Господом входит свет. Интересная находка художника — Христос идет, и свет идет вместе с Ним. Он Идет во мрак, сумрак помещения, навстречу печальному, отчаянному состоянию матери, отца.
Приходит Христос, и вместе с ним приходит свет. Значит, сейчас этот мрак закончится, свет заполнит эту комнату. Свет уже вошел вместе со Спасителем. Девушка сейчас воскреснет.
И об этом апостолы знали, конечно. Но как Воскреснет Христос? Никто не видел, как это произойдет. Будет ли Он являться своим ученикам — или сразу оставит землю? Точно ли они узнают, что Он воскрес, или не узнают? Конечно, были сомнения, переживания, недоверие.
И когда это наконец–то происходит, святые жены–мироносицы первыми узнают о том, что Христос Воскрес. И даже видят Его воскресшим. Вот это и есть соприкосновение с чудом, с таинством Воскресения. В глубинном смысле слова нужно прочувствовать, что Господь воскресит и нас, когда будет общее Воскресение. И именно поэтому каждому человеку необходимо иметь на это надежду.
Наша земная жизнь бывает разной — веселой или грустной, счастливой или очень несчастливой, бывает богатой или очень скудной, бывает, проходит в здоровье или с тяжкими болезнями, которые человека мучают и терзают иногда десятилетиями. Люди не только сами это переживают, но и со своими близкими, коллегами по работе. Но если человек ждет Воскресения, он знает, что все равно Вечность будет прекрасна. И он готовится к ней. Человеку трудно вообразить себе Вечность и ее красоту.
Зачастую думаем — как представить, изобразить Вечность? Она будет прекрасна! Отсюда обычай приносить цветы ко гробу умершего человека. Они говорят о красоте Царствия Небесного, красоте Вечности. И, не умея это выразить, эту красоту, словами, мы приносим цветы. Все стараются принести их покраше, венки красивые заказывают. Для чего? Это как раз и есть намек на то, что Вечность будет прекрасна и замечательна, такие будут сады там и цветы, какие никогда не видел.
— Но это ожидает праведников, или тех, кто ушел с покаянием, это же не для всех…
— Это для каждого человека желанно. Пусть каждый человек об этом помнит и желает себе и другим спасения.
Рассказывают такой случай. Лет 30 назад у монастыря стояли люди с камерой и задавали и прохожим, и монахам разные вопросы. Спросили у проходящего монаха: "О чем вы думаете?" Он отвечает: "Думаю о спасении". Они не поняли, о чем это он? А он желает общего спасения, что людям с телекамерой непонятно.
Хочется, чтобы Господь помиловал, не отверг, нашел в их жизни нечто такое, что с Богом связано, светлое. Ведь у каждого в душе есть что–то светлое, что–то Божье. Это обязательно. Стало быть, каждый человек рассчитывает на лучшее положение в Вечности…
Тайна Воскресения
— Но ведь ученики Господа не узнали Его после Воскресения. Как Лука и Клеопа, идущие по дороге, не поняли, что третий человек, присоединившийся к ним, и есть Христос…
— Знаете, в этом есть некая такая тайна. То, что мы Христа не всегда узнаем. Есть в Житии святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII веке, такой случай. Милостивым его называют потому, что он любил подавать милостыню нищим.
Вот однажды он идет в храм служить, а там нищий на паперти просит милостыню. Владыка подал ему. А тот еще раз забегает впереди него и опять просит. Святой Иоанн опять подает. И третий раз то же. Его причт говорит: "Владыка, перестаньте подавать милостыню — он уже третий раз у вас просит". А Владыка отвечает: "Нет–нет, надо подать — а вдруг это Христос искушает меня?" То есть как ты будешь вести себя в таком случае, проявишь ли милосердие. Может быть и так.
Или вот известный трогательный рассказ из русской литературы XIX века "Христос в гостях у мужика". Суть в том, что один молодой человек по злобе и зависти своего дяди попал в ссылку в Сибирь. И там жил, занимался трудом. Все как–то в его жизни устроилось — он женился, завел хозяйство. Ни на кого не обижался, не сердился, забыл уже про своего дядю–злодея. Ходил в храм, молился. И вдруг однажды увидел сон, что к нему придет Христос. Он подумал, что, может, это и обманный сон, но на всякий случай надо приготовиться.
И вот они приготовили с женой ужин хороший, все вымыли в доме, постелили на стол новую скатерть. Наступил этот день, вечер — никого нет. Но они с женой сидят, верят, что Господь все–таки к ним придет. Наконец–то, когда стемнело, раздается стук в дверь. Хозяин бежит открывать и видит, что пришел старик нищий. Его впускают в дом и решают, что его прислал Христос. Ведут его в ярко освещенную комнату, кормят лучшими яствами, веря, что его прислал Христос. И вдруг человек видит, что это его дядя, его обидчик. Но они примиряются, и дядя остается жить у него до конца дней. Так что вот, Христа мы не всегда узнаем.
Мы, конечно, всегда хотим, чтобы Господь явился нам в Своей Славе…
— С чудесами, которые мы очень любим…
— Но иногда явление Спасителя происходит через, казалось бы, жизненное уничижение. Так что мы Христа не всегда узнаем. А надо, чтобы узнавали… Мы же хотим, чтобы Он явился в окружении ангелов, чтобы все пали ниц перед Ним.
Конечно, явление Христа, когда придет время, будет в славе — так учит нас Святая церковь.
"По моему хотению"
— Посоветуйте, как сегодня православным себя вести — в эти очень трудные времена? Многим людям ведь очень тяжело сегодня…
— Нужно никогда не терять упования, что Господь милостив и что Он видит и знает каждого человека. Во–вторых, конечно, нужно молиться и просить, чтобы Господь их не оставил. И, конечно, нужно каяться.
Сложно здесь сказать что–то новое. Любите друг друга, прощайте один другого. Но готовы ли мы простить, смилостивиться? Готовы ли к нашим близким относиться с любовью? Или, наоборот, ведем себя с капризами, требованиями. Очень непросто все это в себя вместить, все пережить.
Потому что, конечно, мы всегда хотим, чтобы все было так, как мы хотим. По–нашему. Но по–нашему бывает очень редко. Мы живем в таком мире, где воля не наша. И мы живем так, как Господь нам велит, указывает. Как Он нам благословляет. А наше дело — нести этот жизненный крест — без проклятий, без вопросов, почему это, почему то, почему я должен страдать, терпеть, почему я, такой хороший человек, не заслужил лучшей доли.
И никто не может сказать, какова это лучшая доля и как с ней нужно разбираться. Так было всегда и никогда не будет иначе.
Мы многие годы жили в такое время, когда люди интересовались достижениями науки — много было книг, научных и научно–популярных журналов, передач по радио и телевидению, и мы знали, что наука быстро идет вперед. И нам казалось, что придут легкие времена, и от всех болезней будут лекарства. И ты дальше будешь жить здоровым, веселым, добрым.
Но это не только не происходит — наоборот, появляются новые болезни. Как это может быть, откуда они? Почему они должны появляться — и мы никак от них не избавимся?
— А какие ожидаются Пасхальные события?
— По благословению Митрополита Рижского и всея Латвии Александра в Лазареву субботу состоялась традиционная Пасхальная ярмарка. Уже восьмой раз она проходит в 72–й средней школе. В ярмарке участвовали ребята из семи воскресных и трех общеобразовательных школ. Я передал всем благословение Владыки Александра.
Ярмарка благотворительная, и часть собранных на ней средств передается на благие цели и помощь больным. В небольшом концерте приняли участие хоровой коллектив 72–й СШ, детский ансамбль воскресной школы храма Благовещения Божией Матери и ансамбль "Горлица" из воскресной школы "Ковчег" при Всесвятском храме.
Участники ярмарки порадовали посетителей многообразием и оригинальностью своих произведений — пасхальных подарков и сувениров, сделанных своими руками.
В этом году, впервые после пандемии, у нас прошел и Рождественский концерт. Вернется, конечно, такая активная "концертная жизнь".
— Отец Олег, не забыты и дела милосердия?..
— Вот видите, здесь у нас полные коробки подарков — мы их повезем после Пасхи в дом престарелых. Наш приход много лет дружит с домом престарелых в Гайльэзерсе. Мы каждый год на все большие праздники бываем там, раздаем священный хлеб — Пасхальный артос, раздаем подарки, проводим концерт силами прихожан нашего храма. Служим и молебны — лет уже 25 как проводим службы в таких местах.
Но сейчас, знаете, почти везде есть такие службы — в больницах, домах престарелых. Где–то совсем маленькие комнатки отведены для служения, а вот были в туберкулезной больнице в Сауриеши — так там есть небольшая домовая церковь даже. Там можно и молиться, и исповедовать, и причаститься.
— Какая сегодня у нас молодежь, на ваш взгляд?
— Вижу много хороших ребят — у них есть уважение к старшим, почитание традиций.
— Что пожелаете нашим читателям?
— Сердечно всех поздравляю с праздником Светлого Христова Воскресения! Доброго здравия всем, Пасхальной светлой радости — чтобы она почаще была с нами. Когда человек твердо верит в Воскресение Христово, у него вечная Пасха в душе.