Чем же это мотивировали? Изучим ход принятия и аннотацию.
"В том числе ограничивая права человека"
— Почему 9 мая? — поинтересовалась Линда Лиепиня ("Латвия на первом месте") на Комиссии по правам человека и общественным делам у подателя "украинского" законопроекта Игоря Раева ("Объединенный список").
Отставной полковник ответил, что, во–первых, можно будет убить двух зайцев (исключив всевозможную враждебную активность), а во–вторых — продолжить традицию прошлого года, когда День Победы также заменили мероприятиями в честь украинцев.
Однако, несмотря на то что война продолжается, на комиссии предложили сдвинуть акценты — все–таки в 2022 году главным было недопущение сбора у памятника в парке Победы, а сейчас он уже снесен…
Комиссия, руководимая Иевой Бранте ("Объединенный список") при содействии юридического бюро сейма, молниеносно составила новый законопроект, центром которого явились именно запреты. Разумеется, с подробным разъяснением того, что у "Латвии, как государства, граничащего с агрессором — Российской Федерацией, в котором находится сравнительно большое количество российских граждан, в данный момент есть существенно более широкая свобода проводить мероприятия, осуществляемые во имя защиты государственной безопасности (в понимании 116–й статьи Сатверсме — общественной безопасности), в том числе ограничивая права человека".
"Принцип осторожности, который необходимо соблюдать демократическому правовому государству, означает, что не нужно ждать момента, когда реальный вред уже фактически нанесен". "Достаточно обоснованных подозрений о возможности такого вреда, чтобы государство своевременно провело эффективные и соразмерные мероприятия…" В числе последних, видимо, числятся запрет пиротехники 9–10 мая и запрет уже разрешенных мероприятий задним числом.
"9 Мая символизирует оккупацию Латвийской Республики"
Такое несколько спорное с точки зрения исторических фактов заявление содержится в аннотации к принятому закону, хотя известно, что оккупация ЛР произошла 17 июня 1940 года, а через 5 лет никаких государственных структур последней на ее территории не существовало. Но, как говорят, исправленному верить…
"Это день, который отдельная часть общества отмечает как день, прославляющий тоталитарный и оккупационный режим. В интересах Латвийского государства — молчаливо выразить осуждающее отношение против политики, осуществлявшейся как противоправными оккупационными властями СССР, так и нацистской Германией, и совершенных преступлений, способствуя пониманию обществом событий на территории Латвии во время Второй мировой войны и в послевоенный период, укрепить историческую память общества, предотвратить ложное, неточное и необъективное отображение исторических событий, тем самым создавая единое понимание также о 9 Мая".
В таком случае, сказав "а", депутаты должны были произнести и другие буквы алфавита — скажем, законодательно признать сию дату днем повторной оккупации Латвии. Однако указание о том, что 9 мая что–то там символизирует, оказалось стыдливо заткнутым вглубь документа, куда доберется разве что пытливый исследователь.
"Как силовики обеспечат соблюдение только что введенного закона, о котором многие еще и не узнают?"
Несмотря на то что в заседании ответственной комиссии сейма участвовали и представители парламентского юридического бюро, был допущен классический законодательный брак. Документ как бы не замечает, что в ЛР уже давно запрещены всевозможное прославление, оправдание и даже тривиализация (хотя мало кто может объяснить, что это такое) тоталитаризма и агрессии, плюс введены весьма солидные наказания за оные. Та же Служба государственной безопасности, которую многократно цитировали авторы закона, уже не десятками, а сотнями проводит дознание и расследование.
"Уже длительно создавала большие или меньшие угрозы"
Это, по оценке авторов документа, Россия делала в отношении Латвии. Среди действий Москвы указана, в частности, "политика соотечественников".
Не забыт и внешний контекст: "Начатые граничащим с Латвией государством — Российской Федерацией — военные действия против Украины есть беспрецедентная неоправданная агрессия в Европе XXI века, проявляемая в бессчетных военных преступлениях, содеянных вооруженными силами России, и преступлениях против человечности".
Ингуна Горбачева–Щеголе, руководительница отдела нормативных актов МВД, поддержала продвижение закона — ведь война продолжается!
Л. Лиепиня поинтересовалась, как силовики обеспечат соблюдение только что введенного закона, о котором многие еще и не узнают? "Государственная полиция в любом случае отреагирует на любое нарушение порядка", — пообещала чиновница.
— А что, государственных флагов и флагов Украины не будет? — обиженно вторглась в процедуру Анна Ранцане ("Новое Единство").
— В законопроекте содержится императивный запрет самоуправлениям выдавать какие–либо разрешения на мероприятия, — обратил внимание Янис Вуцанс (Союз зеленых и крестьян). Ему пояснили, что пока в Риге не было ни одной заявки — ну и не будет теперь…
Документ рассматривался в срочном порядке и был принят абсолютным большинством голосов депутатов сейма — в двух чтениях, на пленарном заседании буквально за считанные минуты, при том что парламентская техника подобного рода явно не к лицу тому самому демократическому правовому государству, к коему апеллирует аннотация к закону.
Что ж, иногда сейм ЛР не отличишь от Госдумы РФ.
Цветы возлагать можно
Итак, в четверг, 20 апреля, сейм принял в окончательном чтении специальный закон, запрещающий проведение 9 мая публичных мероприятий.
В законе "О запрете на проведение определенных публичных мероприятий 9 мая" не установлено временных рамок, поэтому он распространяется на все будущие даты 9 мая.
Закон устанавливает, что 9 мая в Латвии запрещены публичные развлекательные и праздничные мероприятия, собрания, шествия и пикеты в общественных местах.
Также запрещено использование пиротехнических изделий в течение всего 9 мая и до 7.00 10 мая.
Возлагать цветы на кладбищах в этот день не возбраняется. Но осторожно — без музыки, собраний, шествий, салютов и т. п.