Мы дожили до того, что одного пенсионера содержат уже даже не два работающих, а меньше — где-то условно 1,8 работающих. Самое же печальное: с учетом демографической ситуации дальше может быть ТОЛЬКО ХУЖЕ. Поскольку в год количество работающих сокращается минимум на 2 тысячи человек, то уже лет через 10, если не раньше, число работающих и неработающих латвийцев может сравняться! И вот тогда нам грозит социально-экономических коллапс!
Но уже сейчас экономический спад обусловлен не только геополитическими потрясениями, но и нехваткой рабочей силы! Если и дальше дефицит рабочих рук будет нарастать, то это приведет по меньшей мере к трем негативным последствиям. Не хватает работников — значит нет развития местного бизнеса. Не хватает работников — значит ни о какой трансформации экономики, о чем мечтает премьер Кариньша, ни о каком росте производительности труда не может быть и речи. И, наконец, не хватает работников, значит напрасно ждать и прихода новых инвесторов. Тут уж и старые могут потянуться с вещами или точнее — с деньгами на выход.
В этой ситуации, по неофициальным данным, уже в самое ближайшее время в коалиции начнется весьма непростая дискуссия. Ее инициаторами станут премьер и глава минфина (оба - «Новое Единство»). Чтобы не допустить в перспективе крайне негативных последствий, да еще и в ближайшее годы обеспечить стабильный экономический рост, нужно будет принять новую миграционную стратегию. Она будет базироваться на упрощении трудовой миграции. Нет, это вовсе не значит, что начнется некий неконтролируемый наплыв в Латвию граждан третьих стран. Просто будет облегчен процесс оформления разрешений на временную (сезонные работы, работы по конкретному проекту и т.п.) и даже постоянную (год с правом продления) работу. Предпринимателям будет проще приглашать к себе гастарбайтеров.
Впрочем, еще не факт, что партнеры по коалиции поддержат такой либеральный подход. Как известно, еще на этапе подготовки правительственной декларации представители «ТБ-Visu Latvijai” были категорически против любого стимулирования миграции. Они были готовы допустить только приезд гастарбайтеров на сезонные работы и приглашение в страну интеллектуальных мигрантов — то есть инженеров, докторов наук в разных областях…
Вопрос только в том, много ли к нам приедут, например, программистов и зачем, если такого рода специалистов ждут в Англии, США, Германии, Австралии и будут платить им в месяц столько, сколько у нас они не получат и за полгода?
Так или иначе, но если план привлечения гастарбайтеров не удастся, то тогда есть только две альтернативы, связанные между собой. Сперва «реформировать» пенсию по выслуге лет, постепенно отменяя эту привилегию для тех или иных работников и повышая возраст выхода на пенсию по выслуге лет, а затем и повышая возраст выхода на пенсию по старости. Последний вариант является самым непопулярным. Особенно учитывая, что уже в 2025-м году на пенсию можно будет выйти не раньше 65-летнего возраста. Куда уже дальше повышать пенсионный возраст? До 70 или 75-ти?