К тому же Латвии к 2025-му году, когда пенсионный возраст достигнет 65 лет, и так выйдет в лидеры по этому показателю! Целый ряд стран ЕС «отправляет» своих жителей на пенсию куда раньше — в 61-63 года.
Очевидно, что сейчас Латвии продолжать увеличивать пенсионный возраст и объявить, что в 2026-м, например, на пенсию можно будет уйти только в 67 лет — это уже слишком.
Пока не очень готовы правящие политики говорить и о реформе пенсий по выслуге лет, хотя она затрагивает куда меньше латвийцев и вообще эта реформа даже в случае ее принятия едва ли будет относиться к тем, кому до пенсии по выслуге лет осталось трудиться 2-3 года. Наверняка будет введен длительный переходный период.
Между тем, как уже сообщалось, премьер Кариньш предложил решать проблему нехватки рабочей силы за счет более мягкой миграционной политики. Но и здесь у главы правительства наверняка возникнут проблемы.
Во-первых, категорически против завоза гастарбайтеров представители «ТБ-Visu Latvijai”, а ведь именно эта партия и определяет идеологию нынешнего правительства.
А во-вторых, даже гастарбайтеры в перспективе не решат проблему нехватки работоспособных жителей. И потому, что Латвия не может позволить себе пригласить в страну многие десятки тысяч иностранцев, и потому, что волна миграции может изуродовать рынок труда и пострадают еще те латвийцы, которые пока не покинули родину и продолжают здесь трудиться.
Уже сегодня ситуация крайне неблагоприятная. 886 тысяч работающих латвийцев содержат 434 тысячи пенсионеров. Если же добавим к этому и пенсионеров по выслуге лет, то получится, что 886 тысяч работающих содержат почти 500 тысяч пенсионеров! Добавим к этому детей и неработающих инвалидов и картина получится совсем удручающая.
Причем, тенденции еще более неблагоприятные — к 2035-му году количество людей в возрасте 65 плюс будет составлять 25,3% от всех жителей!
Примечательно, что в 1996-м году количество работающих составляло 948,7 тысяч. Сейчас — уже всего 886 тысяч.
За последние 30 лет количество латвийцев в возрасте до 20 лет уменьшилось вдвое!
Таким образом, лет через 10-15 количество работающих едва ли будет превышать 700 тысяч человек при росте числа пенсионеров до 600 тысяч. Что с этим делать и как изменить неблагоприятную тенденцию? Ответа на этот вопрос у властей пока нет.