Настоящих буйных – мало
Столичная Ратуша на минувшей неделе стала местом проведения масштабной конференции по темам, затрагивающим как собственников жилья, так и хозяйствующих субъектов.
Томс Ранцанс, представитель инициативной группы жильцов с улицы Мурниеку, поставил вопрос ребром: если автовладельцы обязаны ежегодно проводить технический осмотр машины и в обязательном порядке устранять неисправности – отчего такой же порядок не ввести и в отношении домов?
Лайла Кейселе, член правления Rīgas namu pārvaldnieks:
– Массовый принудительный механизм пока нереален. Нам пока нужно полагаться на сумасшедших, в хорошем смысле, – передав идею старшим по дому. В отношении RNP есть ряд нареканий, однако можем пообещать, что муниципальное предприятие «будет меняться, станет прозрачней»...
Гиртс Бейкманис, представитель Латвийской ассоциации домовых управляющих и хозяйствующих:
– Такой негативизм, как наличествует в нашей республике по отношению к руководящим структурам, отсутствует в Литве и Эстонии. Там не говорят – «эта» власть, но «наша» власть. Не нужно жаловаться, что крыша не отремонтирована, потому что вас не было на собрании жильцов. Надо понять – дом совместный с теми, другими.
«Мы – заложники», – пожаловались Г. Бейкманису обитатели домов, находящихся на разделенной земельной собственности. Однако эксперт пообещал, что проблемы с «земельными баронами» (обострившиеся в результате недавнего решения Конституционного Суда в пользу последних!) не повлияют на реновацию.
Денежка счет любит
Активный житель из Пурвциемса поинтересовался – сколько будет стоить владельцу реновация здания?
Выяснилось, что дополнительные затраты на кредит составят 0,75 евро за квадратный метр в месяц... То есть за трехкомнатную квартиру придется ежемесячно доплачивать около 50 евро. Или около 600 евро в год.
Для начала необходимо составить кредит, затем провести энергоаудит здания, после того обратиться в финансовый институт ALTUM. Госпожа Кейселе пояснила, что на начальном этапе общество жильцов даже не обязательно – достаточно проведения дееспособного собрания. Ну а потом все-таки желательно создать юрлицо.
Каспарс Ложа представляет как раз таких деятельных людей с улицы Дзелзавас. Они прошли все круги административной лестницы и реализовали проект утепления. Коммерсанты, по его словам, сами заинтересованы в том, чтобы принять под свое крыло как можно больше зданий на оптимальных для всех условиях. Конечно, в процессе работ возможны удорожания сметы – но для того и нужна позиция строительного надзирателя, который будет оценивать разумность претензий предпринимателя.
Алена Кайкова, специалист по недвижимости, обратила внимание на отличие домов по числу квартир – от этого может на порядок отличаться финансовое бремя на каждое домохозяйство.
Рейнис Берзиньш, председатель правления финансового института ALTUM, проблемы тут не усмотрел. И Селина Ванцане, председатель Комитета Рижской думы по жилью и аренде, сообщила, что и малоквартирные дома могут претендовать на финансирование в рамках проектов.
Кристс Лейшкалнс в RNP руководит работой с клиентами: "Средств из ниоткуда, без общего решения, не будет".
Встать, суд идет!
Пожилой рижанин пожаловался на несознательных соседей: «Насколько я знаю, правила Кабинета Министров разработало Минэкономики, и в них указано, что житель обязан допускать ремонтников к общим коммуникациям. В нашем доме 80 квартир, меняли все стояки, а в одну квартиру не пустили работников. Что делать с такими?»
Г. Бейкманис отметил, что управляющий домом действительно не имеет права входить в любую квартиру или взламывать двери. Такими полномочиями не обладает и Пожарно-спасательная служба. Поэтому жильцы вправе собраться и пожаловаться в суд на жильца, который своими действиями наносит ущерб общей собственности. Тогда по решению правовой инстанции в дело вступят судебные исполнители.
«Да, это сложно», – констатировал господин Бейкманис, но вспомнил случай из своей практики, когда пришлось судиться с квартировладельцем, который причинил аварию соседям, исходя из своего желания устроить в жилище «теплые полы»...
– Рецепт с судом – единственный и окончательный! – резюмировал К. Лейшкалнс.
Еще один активист из Пурциемса обратил внимание на то, что необходима прозрачность составления смет и проведения работ по реновации домов. «Я с нетерпением жду системы старших по дому!»
Со стороны информированных участников дискуссии в Рижской думе прозвучали и весьма смелые предложения – ALTUM мог бы выпустить облигации, за счет чего получить свободные средства. Рейнис Берзиньш ответил, что его финансовый институт уже способен «привлекать деньги очень дешево», ведь его структуру проверила международная рейтинговая контора Moody's.
Особый интерес вызывает цвет ценных бумаг ALTUM – они «зеленые», ибо увязаны с нынешним стремлением Евросоюза производить как можно меньше оксида углерода. Минимум CO2 – выше цена на бирже. В этом отношении господин Берзиньш потратил свою компанию сразу за Latvenergo...
Великий хурал у подъезда
На самом деле, по моему личному опыту, принимая участие в собрании жильцов нашего дома, становится ясно, что принятие решений о суммах, которые абсолютное большинство жильцов никогда в жизни не держало на счету, – крайне затруднительно.
Да, красиво вещает молодой господин с папочкой, раздавая цветные презентации о всевозможных благах, которые ждут наш многоквартирный панельный ковчег после перехода к новой хозяйствующей структуре. Вроде как логичными выглядят и расклады по привлечению и дальнейшей выплате средств на реновацию, в итоге чего уменьшатся траты на обслуживания жилья. Но...
Минувший отопительный сезон безумным взлетом тарифов на коммунальные платежи обозначил разрыв своего рода неписаного социального договора.
С начала 2000-х годов люди Латвии приноровились жить по рыночным правилам эксплуатации жилья, тем не менее, имея более-менее ожидаемый расклад по деньгам.
2022/23 годы внесли в эту сферу давно не виданный хаос, и мы по существу оказались отброшены в «лихие девяностые». Обоснован ли на этом фоне оптимизм насчет реновации зданий?