План России состоит в том, чтобы нанести на карты важнейшую инфраструктуру, расположенную на дне моря, чтобы в случае необходимости ее подрыв существенно повлиял на возможности западных стран получать электроэнергию и обеспечивать связь.
Электричество, газ, коммуникации. Для их обеспечения по дну Балтийского моря проложена целая сеть кабелей и трубопроводов. Спецслужбы ряда стран предупреждают, что Россия может попытаться атаковать их.
За последние два года несколько якобы рыболовецких или научных судов были замечены в Балтийском и Северном морях с отключенными передатчиками. Большинство из них были замечены вблизи нефтедобывающих платформ, подводных нефте- и газопроводов, кабелей связи и электропередач. Журналисты даже засняли, как на одном из таких кораблей можно увидеть спецназовцев с автоматическим оружием.
О диверсионных планах России предупреждает и руководство разведки НАТО. Россия проводит картирование критически важных подводных систем с помощью так называемых «кораблей-призраков», а также подводных лодок. Информация об инфраструктуре собирается, чтобы при необходимости ее можно было атаковать.
Данные НАТО показывают, что, например, подводные кабели обеспечивают 95% интернет-коммуникаций и в совокупности по ним ежедневно осуществляются финансовые операции на 10 триллионов долларов. Кабели и трубопроводы в море трудно контролировать и трудно идентифицировать злоумышленников, если они появятся. Разведка НАТО предупреждает, что сухопутная армия Путина понесла большие потери в украинской войне, а вот морской и особенно подводный флот даже теоретически не ослаблен и может представлять значительную угрозу.
«ГУГИ» или Главное управление глубоководных исследований — одно из самых секретных подразделений в российской военной структуре. На бумаге «ГУГИ» занимается картографированием морского дна и проведением спасательных работ, но на деле их задачи могут быть совершенно другими.
«На что они способны — одна из самых больших загадок российского флота. Понятно, что они занимались не только картографией и исследованием морского дна, но и готовы задействовать в случае необходимости беспилотники и подводные лодки, которые также находятся в его распоряжении, а также мини-субмарины, находящиеся в их распоряжении. А также спецназ водолазов для проведения диверсий в том числе. Потому что одной из их задач является, в том числе, спасение подводных экипажей при авариях. Это означает, что имеется достаточно опыта, много знаний, накопленных для выполнения различных работ», - указал латвийский военный эксперт Мартиньш Вердиньш.
Несколько лет назад у берегов Швеции в Балтийском море, вероятно, наблюдались небольшие подводные лодки. До сих пор публично не известно, что происходило в море в это время. Балтийское море относительно мелкое — в среднем около 50 метров, поэтому здесь можно было легко заметить активность крупных подводных лодок.
Однако Россия часто использует для своих маневров впадины, где морское дно находится на глубине до 200 метров. Известно, что в секретном флоте «ГУГИ» есть гигантские подводные лодки, несущие на борту маленькие подводные лодки. Гораздо труднее заметить их деятельность на дне моря. «Мини-подводные лодки считались и считаются одним из возможных инструментов гибридной войны в течение как минимум 10 лет», — говорит Вердиньш.
В Балтийском море проходит несколько важных электрических и коммуникационных кабелей. Два электрокабеля соединяют Эстонию и Финляндию недалеко от границы с Россией, где также находится военная база. Их пересекает судоходный путь в Финском заливе, по которому ходят российские суда. Значительно длиннее электрический кабель между Литвой и Швецией, большая часть которого проходит в международных водах. Уже во время строительства семь лет назад прокладка кабеля «NordBalt» несколько раз останавливалась российским военным флотом.
Латвия не имеет электрических подключений к морю, но из Вентспилса в Швецию тянутся два кабеля связи. Один используется коммерсантами, другой находится в ведении Латвийского государственного центра радио и телевидения. В центре отказались комментировать вопрос безопасности кабеля.
Политики тоже не раскрывают деталей, однако утверждают, что о безопасности в этом смысле они думают – прорабатываются различные сценарии.
Государственный секретарь Министерства обороны Янис Гарисонс утверждает: «Такая ситуация была смоделирована. Такой вывод, что скорость интернета может снизиться. Но в целом особого эффекта не будет. В общем, интернет будет доступен и, скорее всего, те ресурсы, которые находятся в Швеции, будут иметь доступ через Европу и другие кабели. Поэтому самое большое влияние, которое это может иметь, — это снижение скорости интернета».
Обрыв силового кабеля в морской пучине может вызвать проблемы, поскольку системы не синхронизированы с единой европейской энергосистемой.
Латвия несколько лет готовилась к диверсии на кабелях связи.
Армии стран Балтии не могут поймать российские подводные лодки-шпионы без поддержки НАТО. Военные эксперты говорят, что обеспечение безопасности нескольких сотен километров кабелей связи и силовых кабелей в море, пересекающих международные воды, является огромной проблемой.
Как подтвердил председатель комиссии по национальной безопасности Сейма Янис Домбрава, часть наземных интернет-кабелей, которые Латвия использует или могла бы использовать, проходят через территорию России в направлении Финляндии. Поэтому Латвия не может рассчитывать на эту кабельную систему в плане безопасности своих коммуникаций.
Читайте также: Решено! Заставят раскошелиться: с 1 июня залезут в карманы ко всем латвийцам