Бессмертный подвиг
Третье место на чемпионате мира по хоккею, который проходил одновременно в Риге и финском Тампере, конечно, оказалось полной неожиданностью не только для болельщиков, но и для всех спортивных экспертов. Выход в четвертьфинал – это самое большее, что давали латвийской команде. Тем понятней оказалось небывалое воодушевление среди латвийского народонаселения.
По мнению полиции, встречать хоккеистов-героев пришли 30 тыс. человек, а по подсчетам независимых организаций – 52 тыс. Такого числа людей на улицах не было со времен Атмоды. Но ведь тогда речь шла ни больше ни меньше о судьбах людей, о том, как дальше жить и строить свое государство.
Что случилось?
В этот раз повод был куда более скромный. И если подумать, то и в самом деле – что такого случилось? Хоккеисты завоевали всего лишь бронзу. Канадцев, получивших золото этого чемпионата, вероятно, даже никто в аэропорту не встречал. Тоже мне, выиграли второсортный турнир где-то на задворках Европы. У нас тут Кубок Стэнли разыгрывается, вы о чем вообще?
Но даже если бы у нас было и золото, хоккей на льду – спорт в мире не очень известный. Для большинства жителей планеты слово «хоккей» ассоциируется с беготней по травке с изогнутыми палками и мячиком. Оно, в общем, и понятно. Подавляющее число жителей Земли лед видели только в ходильнике и в своих коктейлях.
Кстати, анализ интернет-запросов показывает, что хоккей на льду находится по популярности в мире на 13-месте, сразу после регби и опережая на одно место бадминтон. Вы много знаете великих регбистов или бадминтонистов? Можете сказать, кто сейчас является обладателем Кубка мира по регби?
Немного обидно
Впрочем, из тех 52 тысяч, что собрались у памятника Свободы чествовать спортсменов, тоже, на наш взгляд, лишь небольшая часть знает членов сборной хотя бы по фамилиям. Думаю, что немало в этой толпе было и тех, кто вообще стал смотреть хоккей впервые в своей жизни лишь после того, как сборная Латвии вышла в полуфинал ЧМ и начала реальную борьбу за медали.
Немного обидно, наверное, тем, кто переживал за сборную Латвии с начала 1990-х годов, когда она билась за право выйти в группу «А», а после того, как вышла, переживать до боли в сердце за каждую последнюю игру сборной на ЧМ, которая почти всегда оказывалась решающей – вылететь из группы или остаться в компании сильнейших еще на год. Страшно узок был круг тех болельщиков. Теперь, когда команда громит всех подряд, болеть за нее легко и приятно.
В том, что спортивная победа всколыхнула столь широкие народные массы, как нам представляется, виноват огромный запрос населения на повод гордиться страной, на достижения национального масштаба. За отсутствием таковых сгодилась и хоккейная победа. Извините, третье место на чемпионате мира по хоккею на льду никак не улучшит благополучие жителей Латвии, хотя некое моральное удовлетворение и принесет.
Выдающийся акт популизма
Было бы странно, если бы волну народного ликования не попытались оседлать отдельные политики. В соцсетях их подвергли обструкции и осмеянию, но какие-то очки они все равно заработали. Даже совершая при этом совершенно нелепые телодвижения.
Назначение понедельника выходным днем за десят минут до наступления этого самого понедельника – выдающийся акт политического популизма. Многим этот выходной, конечно, пришелся по душе. Но пострадавших тоже было немало. Если так уж хотелось порадовать население, следовало бы одновременно с принятием поправок предусмотреть и то, кто будет оплачивать банкет. То есть выделить какие-то средства. Иначе власти выглядят как человек, который кричит в баре: «Всем шампанского!». Но потом, когда напиток разнесен по столикам, полученный счет отправляет другому.
Один предприниматель выразился еще более образно: «Они могли бы принять закон о том, что пиво в Латвии отныне бесплатное. Ну да, почему нет. Но ведь за это бесплатное пиво все равно кому-то придется заплатить».
Это не сработает
В отголосках шума вокруг великой победы слышались и надежды на интеграцию общества. И правда, спортивное достижение праздновали со слезами на глазах и латыши и русские. Особо значим в этом смысле и тот факт, что хотя большинство полевых игроков сборной Латвии латыши, ставший самым ценным игроком чемпионата и объявленный лучшим вратарем Артур Шилов – из русскоязычной семьи. Разве это не прекрасный образчик единения народа в порыве к светлому будущему? Да, но это скоро забудется. Летом в хоккей не играют, а следующий чемпионат – только через год.
В мире есть страны, где вокруг спорта происходит народное единение. В Англии, например, это футбол, с которого начинаются выпуски новостей. О футболе в этой стране говорят между собой даже женщины, его любят не только породистые бриты, но и представители понаехавших в последние десятилетия на остров мигрантов со всех концов света.
В Новой Зеландии – это регби. Его одинаково обожают как белые жители страны, именуемые «киви», так и коренные – маори. Можно привести и другие похожие примеры. Но все же мы полагаем, что в Латвии это не сработает. Хотя бы потому, что уровень внутреннего хоккея, чемпионата ЛР, пока весьма низок. Матчи проходят при полупустых трибунах. Из 27 членов бронзовой сборной ни один (!) не играет в чемпионате Латвии, все – легионеры. Вот если бы эти 52 тысячи ликующих болельщиков хотя бы иногда покупали билеты на латвийский хоккей, честное слово, они бы для будущих побед сделали гораздо больше.
Ну а если интеграция общества за счет хоккея вдруг и начнется намечаться, то у нас всегда найдутся политики, готовые вставить палку в ее колеса. Пока народ ликовал в честь исторической победы хоккеистов, объединившей народ в небывалом порыве восторга, власти Рижской думы втихаря взяли и убрали с глаз долой памятник Пушкину. Прекрасно понимая, что тем самым части общества наносят серьезную обиду. С такими политиками каши народного сплочения не сваришь.