Сегодня министр климата и энергетики Раймондс Чударс отчитывается на заседании правительства о том, куда пошли солидные доходы страны.
"На рынке эмиссионных квот существует высокая неопределенность", — констатировал глава созданного в 2022 году ведомства. Цены EUA и EUAA, как именуются стационарные и авиационные квоты, зависят от изменения энергетических рынков и позиции отдельных стран. Между тем и сама Латвия, выходя из ковидной спячки, повысила выбросы в атмосферу — и потому смогла выставить на продажу примерно на 17% меньше квот, чем в прошлом году. Тем не менее благодаря рыночной конъюнктуре был установлен абсолютный рекорд — заработано вдвое больше, чем в доковидном 2019 году. Всего же за десятилетие с первого года реализации квот доходы ЛР увеличились в 40 раз!
В этой связи возрастает и аппаратный вес минклиматэнергетики, возглавляемого номинантом Объединенного списка Чударсом. Заработанное предполагается израсходовать, в частности, на программу "Уменьшение эмиссии газов тепличного эффекта памятниками архитектуры, охраняемыми государством" — на эти цели пойдет 44 миллиона евро. Предстоит тщательно поработать с такими объектами, как Дом офицерского собрания в Лиепае, Новый замок в Сигулде, Елгавский дворец, церковь Св. Марии Магдалены в Риге.
За счет средств, полученных от продаж эмиссионных квот, в столице будут инвестированы 2,25 миллионов евро в "умное" управление городским освещением SIA Rīgas gaisma.
30 миллионов ассигнуют на поддержку использования возобновляемых энергоресурсов.
Приоритет зданий с низким энергопотреблением обойдется в 23 миллиона. Еще по 10 миллионов отправится на приобретение транспортных средств с низким или отсутствующим выбросом вредных веществ.
В общем, суммарно получилось 135 000 000 евро — что в полтора раза больше наших рекордных доходов. Это, как говорят, чтоб два раза не вставать — ведь механизм отлажен, заработаем неизбежно еще и в 2023 году.
Отдельно стоит обратить внимание, что вывод на рынок квот возможен только при сокращении традиционных отраслей промышленности, использующих углеводороды. Кстати, поистине выдающийся рост начался в ЛР по этой части после того, как закрылся Liepājas metalurgs.
Ник КАБАНОВ