Этим Министерство образования и науки не ограничится: в 2025 году ассигнования достигнут 61 140 761 евро, в 2026–м — 81 302 891 евро.
Бюджетный марафон в дальнейшем установится на ежегодных 85 655 359 евро. Так, до не круглой суммы, и было озвучено вчера на заседании парламентской подкомиссии по высшему образованию, науке и человеческому капиталу.
Председатель подкомиссии Чеславс Батня ("Объединенный список") подчеркнул, что в сентябре–октябре сего года ожидается принятие очередного бюджета, и потому у депутатов должна быть полная информация.
Изучив конкретные траты, заметим, что глава МОН А. Чакша ("Новое Единство") поставила в качестве перспектив своего ведомства программы управления научной политикой — это 11,9 миллиона. Для сравнения — практические исследования в области торфа, основного полезного ископаемого Латвии, составляют только 6 миллионов.
Приоритет реформы академической карьеры получит 14,1 миллиона, тогда как цифровые высокие технологии — 17 миллионов. Занятно, что в МОН собираются бороться и с легализацией доходов, полученных преступным путем, и по этой статье истратить 1,5 миллиона…
Представители ведомства озвучили желание Латвии вступить в качестве полноправного члена в престижные научные структуры ЕС — ядерной физики, молекулярных исследований и космоса. "Правительство выделяет их как стратегические", — подчеркнули чиновники.
На этом фоне руководство МОН занялось объединением научных институтов: физическую энергетику сливают с электроникой и компьютерными науками. Вероятно, одной из причин стало недовольство Государственного контроля результатами ревизии, которой не удалось доподлинно установить, что же изучают в Институте физической энергетики, основанном в 1946 году и расположенном в академическом городке на Тейке.
К сожалению, пока что неопределенными и не особо радующими МОН остаются сведения о "фискальном пространстве", т. е. объеме налоговых поступлений, на которые может рассчитывать ведомство. Так что желаемые 0,5% ВВП на науку могут и не состояться…
Ник КАБАНОВ.