Rus.nra.lv обратился к исполнительному директору Латвийской ассоциации торговцев продуктами питания Норису Крузитису за комментарием.
Он заявил, что, несмотря на то что продовольственная инфляция в Латвии в мае этого года была самой низкой в странах Балтии, война, развязанная Россией в Украине, и турбулентность внешнеполитической ситуации вызвали резкое повышение цен на энергоносители, а это, в свою очередь, повлияло на повышение цен на продукты питания.
«Трейдеры сделали многое для снижения цен — они повысили энергоэффективность, они поглотили или "взяли на себя" значительную часть роста цен на товары. Это также видно, например, из годового отчета компании Rimi, который показывает, что ее маржа чистой прибыли снизилась с 3,6% до 2,7% в прошлом году. Но теперь и сторона производителей должна играть более активную роль в этом процессе. Например, в мае, когда мы все ожидали снижения цен, поставщики все еще в два раза чаще обращались к трейдерам с просьбой повысить цены, чем снизить их», — говорит Крузитис.
По словам специалиста, для снижения цен в магазинах необходимо взаимодействие всех участников цепочки: фермеров, производителей, поставщиков и трейдеров, поскольку конечная цена продукта формируется из нескольких факторов.
Высокие цены на продукты могут держаться и потому, что продающиеся сегодня в магазине продукты питания были произведены во время скачка цен в период кризиса, объясняет Крузитис. А наценки трейдеров на наиболее чувствительные группы свежих продуктов питания находятся под контролем. Это означает, что маржа на ряд товаров даже отрицательная, то есть товары продаются ниже себестоимости.