Школы бессильны, потому что часто, даже в очень серьезных случаях насилия, когда школьник ранит другого ученика, невозможно временно изолировать обидчика от учебного заведения, если родители не согласны. Ни педагоги, ни полиция не имеют права даже обыскать школьную сумку ребенка. Ситуация осложняется отсутствием вспомогательного персонала. Кроме того, в вузах больше не готовятся социальные педагоги для работы с трудными детьми и семьями, так как такая учебная программа просто упразднена.
Ответственные учреждения и министерства говорят о "мониторинге, профилактике и вмешательстве". "Я буду сурова. Обо всем этом мы будем говорить долго, а реальные решения, скорее всего, будут приняты только тогда, когда последствия насилия станут для кого-то фатальными", - так описала ситуацию председатель Латвийского профсоюза работников образования и науки Инга Ванага на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке, на котором продолжилось рассмотрение наболевшего вопроса подросткового насилия. К ее мнению также присоединился президент Латвийской ассоциации лидеров образования Рудолф Калванс: глядя на бездействие ответственных учреждений, он испытывает чувство deja vu, перекликающееся с трагическим случаем в Екабпилсе, когда после убийства в отделах МВД и Минюста была проведена разъяснительная работа в попытке найти виновных.
"То же самое будет, если что-то подобное произойдет в одной из школ: тогда большой части присутствующих придется оправдываться и рассказывать, как мы здесь решали и обсуждали, какие в нашем распоряжении имеются рекомендации, процедуры, профилактика, курсы и инструменты. Это никому не будет интересно. И тогда мы вернемся к основной функции законодательной власти и, наконец, сместим чашу весов закона в пользу школы, дав ей по закону более широкие юридические полномочия на оперативные действия в случаях, когда интересы большинства находятся под угрозой". В том числе школам должно быть разрешено принудительно обыскивать школьную сумку ученика и конфисковывать опасные предметы и телефоны, поскольку кибернасилие также набирает обороты. (Diena)