Звучит ужасно, но пока стабильности пенсионной системы способствуют… высокая смертность и маленькие пенсии.
Что же не так с демографией?
Во-первых, с момента восстановления независимости уровень воспроизведения народа Латвии был отрицательным. Впрочем, в европейском контексте такая тенденция – не редкость, все народы Старого Света неспособны воспроизводить себя.
Во-вторых, число молодых людей, начинающих работать в Латвии, из года в год намного меньше, чем число покидающих рынок труда, и этот разрыв с каждым годом увеличивается. Наиболее значительное влияние на пенсионную систему Латвии в целом оказывает сильная эмиграция из страны, причем уезжают люди трудоспособного возраста, отмечается в исследовании OECD. То есть, каждый год плательщики социального налога не столько умирают или уходят на пенсию, сколько уезжают, прекращая пополнять пенсионный бюджет. И чем дальше, тем меньше будет трудоспособных людей, при этом число пенсионеров еще какое-то время будет расти.
OECD оценивает пенсии в Латвии как малые или средние
Финансовое давление на латвийскую пенсионную систему уменьшает относительно низкий средний возраст населения Латвии. Иными словами, многие жители Латвии не доживают до пенсии, хотя и усердно платят социальный налог.
Надо сказать, что средняя продолжительность жизни в стране за последние десять лет значительно увеличилась. По данным Центрального статистического управления Латвии, в 2022 году у мужчин она составила 69,6 года, у женщин — 80,1 года. Расчеты показывают, что в среднем житель Латвии живет на пенсии около 10 лет. Согласно информации OECD, это значительно меньше, чем в Западной Европе, и немного меньше, чем в странах Восточной Европы.
Эксперты OECD считают, что причиной преждевременной смертности в Латвии является низкая зарплата людей предпенсионного возраста, недостатки систем здравоохранения и поддержки пожилых людей в целом.
Согласно прогнозам Европейской комиссии от 2015 года, среднее соотношение первой пенсии и последней зарплаты у малообеспеченных в Латвии будет снижаться до 2053 года. Между тем наша страна уже сейчас лидирует по показателям бедности пожилых людей. Согласно исследованию OECD за 2017 год, доходы людей, которые собираются покинуть рынок труда, - одни из самых низких среди стран OECD, если их сравнивать с доходами тех, кто выходит на рынок труда. OECD оценивает пенсии в Латвии как малые или средние.
Система как в Швеции, результат другой
В 1996 году в Латвии была принята современная пенсионная система, такие существуют только в нескольких странах Европы, включая Швецию. Со временем в систему были добавлены второй и третий пенсионные уровни, а пенсионный возраст увеличится с 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин до 65 лет для обоих полов в 2025 году.
Нашу пенсионную систему нельзя рассматривать отдельно от экономики в целом, а ВВП нашей страны на душу населения заметно отстает от средних показателей по ЕС. Латвия остро реагирует на все кризисы и глобальные колебания, и это служит причиной роста смертности в предпенсионном возрасте, а также увеличения эмиграции из Латвии.
Пенсионеров становится больше
Доля пенсионеров в ближайшие годы будет увеличиваться во всех странах OECD, но по-разному. В исследовании используется показатель количества людей старше 65 лет на каждые 100 работающих людей в возрасте от 20 до 64 лет. Средний показатель по странам OECD в 2015 году составлял 28%, вырастет примерно до 43% в 2035 году и до 56% в 2055 году. В Латвии доля пенсионеров в 2015 году составляла 32%, а в 2055 году планируется 58%. Ожидается, что в 2035 году доля пенсионеров в Латвии будет примерно на восемь процентных пунктов выше, чем в среднем в других странах Восточной Европы, таких как Венгрия, Словения или Польша. Иными словами, эмиграция наносит серьезный ущерб, и мы никак не можем его компенсировать. До 2035 года Латвия является абсолютным лидером по росту доли пенсионеров, и остается открытым вопрос, сохранит ли пенсионная система конкурентоспособность.
В качестве одной из существенных угроз системе социального страхования OECD видит высокую долю теневой экономики и тот факт, что люди предпочитают получать зарплату в конвертах. Тут надо отметить, что эксперты OECD использовали данные за 2016 год, но за последние пять лет, как известно, ситуация существенно ухудшилась. Связанные с пандемией Covid-19 проблемы побудили большое количество людей искать возможности для получения дохода без уплаты налогов. Понятно, что теневая экономика сама по себе не обеспечивает пенсий, и единственное решение — сделать бизнес-среду стабильной и привлекательной.
На протяжении многих лет индексация пенсий в Латвии оценивалась OECD как низкая или средняя. Главный минус индексации у нас в том, что она привязана не к инфляции, а к голосованию депутатов Сейма, и то лишь в том случае, если есть согласие Минфина.
Выводы незатейливы
Выводы исследования незатейливы. Латвийская пенсионная система действительно хороша, но она не является неуязвимой. Низкий уровень рождаемости в сочетании с высокой эмиграцией трудоспособного населения и явно увеличивающейся продолжительностью жизни — вызов, с которым система может не справится.
Рекомендации OECD тоже просты – способствовать рождаемости и работать над ростом местного рынка труда, чтобы предотвратить дальнейший отток молодых работников в ближайшие два десятилетия, что может оказаться критическим для латвийской пенсионной системы. Конечно, есть много других менее важных рекомендаций как для правительства, так и для пенсионной администрации, но вопрос в том, почему о демографии думают все меньше и меньше.