Дайнис Гашпуйтис, экономист:
На розничное потребление по–прежнему влияет инфляция. Несмотря на то что расходы в евро растут, в результате роста цен в корзины покупателей кладется меньше товаров. По этой причине продуктовая розница претерпевает большие коррективы, поскольку для многих сокращение объемов покупок является осознанным решением контролировать расходы.
Розничная торговля непродовольственными товарами сократилась в меньшей степени, где корректировки по нескольким товарным группам являются логическим результатом повышенного спроса в предыдущие годы. В группах, где наблюдается рост — одежда и обувь, строительные материалы и инструменты, а также фармацевтическая продукция — рост может продолжиться, потому что приоритет ухода за собой и окружающей средой есть и останется.
Истощение сбережений и незначительный спад розничной торговли свидетельствуют о том, что население продолжает активно тратить, несмотря на рост цен. Часто это подталкивает предпринимателей к дальнейшему повышению цен, ведь на другом конце находятся работники, которые требуют повышения заработной платы.
Резкий рост заработной платы и падение инфляции сигнализируют о том, что рост розничной торговли не за горами. Однако он будет неубедительным в условиях все еще растущей инфляции в ближайшие месяцы, так как восстановление покупательной способности будет происходить постепенно и неравномерно. Инфляция вынудила и будет заставлять расставлять приоритеты в расходах, и вполне вероятно, что жители будут больше сосредотачиваться на различных вариантах отдыха и развлечений в летние месяцы и проводить меньше времени в магазинах.
Мартиньш Аболиньш, экономист:
— С начала этого года инфляция в Латвии снизилась с более чем 20% до 12,1% сегодня, однако влияние резкого роста цен в экономике все еще ощущается, и розничная торговля в Латвии не росла с начала прошлого года. Май стал третьим месяцем подряд, когда объемы торговли в Латвии ниже, чем в предыдущем году и, несмотря на снижение инфляции, настроение как потребителей, так и торговли пока осторожное, и резких улучшений в ближайшие месяцы вряд ли стоит ожидать.
Хотя физически продажи не растут, в евро оборот розничной торговли с начала прошлого года увеличился более чем на 15%, а в мае оборот розничной торговли в текущих ценах был на 2,2% выше, чем год назад. Фактически мы платим больше при покупках, но покупаем столько же или меньше, чем раньше.
Резкий рост цен — не единственная причина, по которой в торговле произошла определенная стагнация. Прошло уже больше года с тех пор, как пандемия Covid–19 закончилась и были сняты различные ограничения, но восстановление в сферах услуг все еще продолжается, и в этом году туризм, развлечения и другие сферы услуг растут гораздо быстрее, чем экономика в целом. Поэтому спрос на товары не только в Латвии, но и в Европе и других странах мира слабый, а промышленность сейчас даже находится в рецессии.
Лаймдота Комаре, экономист:
— В июньских данных о настроениях потребителей бронзовая эйфория хоккея незаметна — настроения по–прежнему значительно ниже долгосрочного среднего показателя. Это связано с тем, что уровень цен и бремя затрат для людей остаются некомфортно высокими. Однако положительным моментом является то, что с начала года наметилась тенденция к росту — пессимизм в обществе снижается.
В то время как данные по розничным продажам приятно удивили в зимние месяцы, теперь видно, что обороты торговли меньше, чем в прошлом году. В мае депозиты населения выросли на 2,2% по сравнению с прошлым годом, что является самым низким показателем за последние 10 лет. Гражданам становится все труднее делать сбережения.
Уже почти полтора года продолжающееся влияние снижения покупательной способности на данные по потребителям и рознице мы видим с опозданием — только сейчас. Поэтому в данных по розничным продажам мы увидим ожидаемое начало восстановления покупательной способности — зарплаты снова вырастут быстрее, чем инфляция в ближайшие месяцы, — только через какое–то время.