Мало того, что средняя продолжительность жизни латвийских мужчин на пенсии всего 4 года, что является одним из самых низких показателей в ЕС — нашим пенсионерам приходится продолжать трудиться.
«Размер пенсии столь ничтожен, что человек на нее просто неспособен выжить», – констатирует эксперт.
Латвия, по оценке аналитика, в последние 20-25 лет «в сравнении со старыми государствами-членами ЕС пережила намного более быстрый рост цен, и тем самым также отдача в свое время вложенного лата или евро, считая по его покупательной способности в миг вложения, ниже, чем была бы в других местах».
«В Латвии есть небольшое число пенсионеров, пенсия которых превышает 1000 евро, но у большинства этот объем еле позволяет выжить».
Нашу страну, отмечается в газете, отличает смешанная пенсионная система — первый ее уровень выплачивается из обязательных взносов социального страхования; второй уровень пенсии генерируется в размере 6% от взносов с официальной зарплаты; третий формируется самим человеком, хранящим деньги у частных управляющих пенсионными фондами.
«Есть также два других механизма образования пенсионных накоплений — инвестиции человека в землю (лес), здания, драгметаллы, художественные произведения, которые можно в старости конвертировать в деньги — источник существования. А также инвестиции в детей — чем больше детей, тем боле возможность получать от них помощь в старости», - оптимистически высказывается Э.Вольскис.
Он также указывает, что в ряде крупнейших экономик мира — США, Китае, Индии — вовсе не существует государственной пенсионной системы. Американцы, к примеру, традиционно используют «пенсионные фонды, вкладывающие 80% в облигации, у которых есть фиксированный уровень дохода».
Между тем, «очень много предприятий, в акции которых в свое время деньги вкладывали управляющие пенсиями, давно уже не существуют». «Существуют риски, - отмечает эксперт, - что подобные события могут повториться с сегодня очень привлекательными акциями компаний».
Анекдот в тему
Бабушка маленькой внучке:
– А я, между прочим, в твоем возрасте уже работала!
– Да? А я, между прочим, в твоем возрасте еще буду работать.