Я б в строители пошёл
В Рижском техническом университете первым по алфавиту идет Архитектурный факультет. Зодчими пожелали стать 369 человек — на 58 мест по программе бакалавра (40 бюджетных). Велико желание и сделать карьеру строительного инженера — на 290 бюджетных мест претендовали 1057 человек, часть попадет на платные места, количество которых еще не определено.
Факультет инженерной экономики и управления РТУ держит тотальное первенство — здесь образовался конкурс примерно 1:25. Шесть бюджетных мест логистики предпринимательской деятельности — и 159 заявок. Затем — 1:15 на специальность управления недвижимым имуществом. В итоге будущими риэлторами и управдомами сделаются только 10 человек из 149.
Самой же топовой собственно технической специальностью РТУ среди поступавших оказалась финансовая инженерия — на 29 бюджетных мест на Факультете компьютерных наук и информационных технологий претендовали 234 человека. Следующей популярной дисциплиной были интеллектуальные роботизированные системы (бывшая специальность 636, на которой имел честь учиться ваш автор) — 213 человек на 24 места. Затем — информационные технологии — 737 на 150.
Факультет электроники и телекоммуникаций РТУ обнаружил уже более спокойное соотношение спроса–предложения: скажем, транспортную электронику и телематику хотели изучать 75 человек при 60 бюджетных местах. Здесь, что характерно, вышел жесткий недобор — предварительно лишь 13 человек выдержали конкурс. Хотя для будущего отечественной техники важно, что первым приоритетом заявили эту специальность вообще 9 человек…
Умная электроэнергетика, предлагавшая 86 бюджетных мест на факультете электротехники и инженерных наук среды, изначально получила 116 заявок. Но так как многие подали сразу на несколько специальностей, то в итоге образовалось очень мало поступивших — только 30.
Не просчитали
Факультет машиноведения, транспорта и аэронавтики установил своеобразный антирекорд — только 5 (пять!) поступивших на бюджетную специальность инженерии железных дорог, которая обещала 30 мест. И это в годину строительства Rail Baltica, обещающей стабильное трудоустройство с солидной зарплатой. Жаль, конечно, что выпускники средних школ и их родители не просчитывают на шаг вперед.
Точно так же не может вызвать недоумения низкий интерес к специальностям морского транспорта. В частности, профессиональное образование первого уровня судового механика оказалось готовыми получить только два (!) юноши, хотя было предоставлено 18 бюджетных мест. Думается, излишним будет объяснять, что ходить в море — дело настоящих мужчин, а диплом инженера флота европейского образца является ликвиднейшим активом.
Очевидно руководство Латвийской морской академии не в состоянии объяснить подрастающему поколению перспективы морского дела. Тем самым комфортно обустроившиеся на суше мореходы-теоретики ставят крест на славных морских традициях Латвии.
А вместо соленого океанского воздуха наша молодежь вдыхает пыль в толчее финансово–экономического блока, золотые времена коего в Латвии давно уже минули.