Он отметил, что вопрос языковых навыков педагогов уже давно является приоритетным в поле зрения ЦГЯ, и его актуальность не уменьшилась даже в период пандемии, когда были ограничения на личные встречи. Центр «интенсивно сотрудничает» с Государственной службой качества образования, от которой получает сигналы о возможных проблемах. Если ЦГЯ установит, что учитель не владеет латышским языком на соответствующем уровне, ГСКО имеет право отстранить этого учителя от работы.
Перед походом в школу ЦГЯ предупреждает образовательное учреждение о планируемой проверке. В то же время Балтыньш отрицал, что отдельные педагоги могут избежать проверки, взяв, например, больничный лист, потому что учителей, которые не экзаменовались, все равно «держат на заметке».
Балтыньш допускает, что переход на преподавание только на латышском языке может привести к нехватке учителей в некоторых школах, так как некоторые из них могут уйти на пенсию или уволиться.
«Понятно, что человек, который до сих пор преподавал биологию на одном языке, а теперь должен преподавать на другом, весьма очень нуждается во вспомогательных материалах, даже если он знает разговорный язык», — сказал Балтыньш.
Он также призвал обратить внимание на ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях.