И по сейчас в городах и весях можно отыскать возведенные в стиле межвоенного функционализма здания школ и народных домов – культурно-массовых учреждений. Кстати, главную административную новостройку 1930-х годов в центре Даугавпилса так и назвали – Дом Единства.
Втрое хуже Литвы
Край поражен продуктовым дефицитом. Речь идет, разумеется, не о пищевых товарах – их ассортимент в Латгалии такой же, как и во всех прочих городах и весях, и основные торговые сети те же самые две. С такими же, следует отметить, ценами – хотя покупательская способность в восточном крае Латвии существенно ниже.
Валовой национальный продукт, вот что выглядит в Латгалии крайне печально. На одного жителя он не достигает даже 40% от среднего в Евросоюзе – тогда как в Вильнюсе и регионе превышает 120%. В Риге же и окрестностях ВВП на душу населения колеблется около 100%. В абсолютных цифрах на рижанина приходится 22 799 евро в год, а на латгальца – 8103 евро. Кроме фантастической в рамках одной небольшой страны разницы в 2,8 раза по ВВП, Латгалию характеризуют в 2,5 раза меньшие инвестиции.
Если же рассмотреть динамику производства того самого ВВП, то в Даугавпилсе с 2014 года фиксируется его постоянное падение. Для сравнения – в Юрмале, несмотря на все проблемы курортного города, экономика последовательно растет более чем на 4% в год. Соответственно ниже и зарплата – в Латгалии она в 1,6 раза ниже, чем в Риге.
Latgolys Kongress
В апреле 1917 года под таким названием в синематографе «Диана», являвшемся самым модным местом прифронтового города Режица (ныне Резекне), собралось 350 делегатов, представлявших различные слои населения 3 уездов Витебской губернии – Двинского (Даугавпилсского), Люцинского (Лудзенского) и Режицкого (Резекненского). Они проголосовали за отделение от России и присоединение к остальным латышским краям.
Сегодня же активисты-общественники из Латгалии выступают за возвращение края к своим этносоциальным истокам, в частности, за преподавание латгальского языка и сохранение действующей школьной сети, чему угрожает проводимая Министерством образования и науки «реформа». Ведь по ныне вводимым стандартам, для звена основной и средней школы разрешается нахождение учебного заведения вплоть до 25 км от дома ученика.
На днях Конгресс явился со своими предложениями на специальную Латгальскую подкомиссию Сейма. Председатель рабочего органа парламента Эдмундс Тейрумниекс (Национальное объединение) констатировал, что край находится в буквальном смысле на краю Евросоюза и НАТО, потому для «территорий Восточной Латвии» необходим особый подход – этого требуют соображения государственной безопасности!
Между тем и Министерство образования и науки в лице парламентского секретаря Силвии Рейнберги приготовилось хорошо. 26-летняя чиновница, вошедшая во власть, так сказать, с заднего крыльца (баллотировалась в XIV Cейм по списку «Нового Единства», но избрана не была), заявила, что МОН разработал «эффективную модель финансирования» школ по стране.
Силвия Рейнберга, парламентский секретарь:
– Работу начали в январе, прошли долгий путь, много дискутировали с самоуправлениями, ездили по Латвии. Что касается приграничных регионов, то статус школ в них, оптимальное количество детей в классах, а также финансирование должен еще определить Кабинет министров ЛР. Обещали даже специальный денежный фонд! Увы, правительство в нашей стране сейчас, прямо скажем, подраспустилось – и ему уж совсем не до Латгалии...
Латгальский Конгресс требует вполне конкретных показателей: дополнительные 10% финансирования для учителей, 10% доплаты за преподавание латгальского языка. Уроки должны осуществляться по меньшей мере 1 раз в неделю на каждом этапе – начальная, основная, средняя школа. Между тем господин Тейрумниекс поднял тревожный вопрос: с 1 сентября первые классы во всех школах Латвии должны перейти на обучение по-латышски. Но все ли к этому готовы?
Ливанский домик
В качестве положительного героя с мест на подкомиссию был приглашен председатель Ливанской краевой думы Андрис Вайводс («Для развития Латвии»). На его административной территории осталось 2 средние школы из 4. Одному из сохранившихся учебных заведений, Рудзатской средней школе, угрожает понижение статуса. А ведь учащиеся регулярно получают призы на республиканских олимпиадах: «И это сельские дети!»
Андрис Вайводс («Для развития Латвии»), председатель Ливанской краевой думы:
– 90% поступают в высшую школу и заканчивают, возвращаясь в родные места. Нашим предпринимателям необходимо обучение физике, химии, биологии и, конечно, языкам. Именно образование воспитывает патриотизм – особенно в тех условиях, когда приграничный статус имеют вся Латгалия и большая часть Видземе. Надо отменить те глупости, которые не позволяют развиваться таким региональным центрам, как Виляны, Аглона, Рудзаты.
Ранее А. Вайводс руководил самоуправлением Прейли, и напомнил, что в этом бывшем райцентре (ныне краевом) разрушили профессионально-техническое обучение. «Гимназия была когда-то, школа-интернат – и это порождает те последствия, обратить которые вспять невозможно».
Решения МОН оставить на месте бывших средних школ основные, а то и детские сады, муниципальный руководитель признает разрушительными. Ведь у учителей есть семьи, которые тоже вовлечены в местную экономику – работают в своих крестьянских хозяйствах или разных сервисах. Побывав в Норвегии, Финляндии – крупных странах с относительно небольшим населением, господин Вайводс вынес ценный опыт сохранения местных школ как очагов культуры.
«Самоуправления сейчас платят за электричество, продукты», – напомнил о вкладе местных властей в школьные дела А. Вайводс. По его словам, бюджет Ливанского края – 6 миллионов евро, а Резекненского – 13 миллионов, что позволяет на каждого жителя выделять больше средств. Однако по сравнению с самоуправлениями Пририжского региона у Ливаны разница – в 5 раз! Местный руководитель потребовал введения для Латгалии постоянных единых правил – чтобы никакое правительство, часто меняющееся в ЛР, не могло их изменить, исходя из конъюнктуры. «Мы все в одной лодке», – заявил господин Вайводс. И не поспоришь!