«В Рижском заливе много затонувших судов, и зацепившиеся за них сети образовали толстый слой», — сказал управляющий Энгурским портом Янис Мегнис в разговоре с Neatkarīgā. С этим опасным загрязнением трудно бороться. Но очистка залива начата: работу выполняют Латвийская морская академия, Рижский технический университет (РТУ) и Центр науки и инноваций в сотрудничестве с нефтеперерабатывающим предприятием Neste. И это хороший пример того, как студенты, ученые и портовики благодаря солидному финансированию создают инновационные вещи.
Водолазы работают с ножницами
Это был технически сложный процесс, все происходило примерно в 3,6 километра от Энгурского порта: там был обнаружен затонувший буксир, вокруг которого обмотались старые рыболовные сети, так называемые «сети-призраки». Затонувший корабль находится на глубине 20 метров, и его «освобождением» от этих сетей занимались специально подготовленные технические водолазы.
«Обломки судна, вокруг которого были обмотаны рыболовные сети, мы обнаружили еще три года назад, но не смогли ничего сделать, поскольку это не только технически сложный, но и требующий финансовых ресурсов процесс. Средства, выделенные компанией Neste, позволили нам привлечь профессионалов и подготовить техническое оборудование, чтобы провести работы по очистке как можно скорее», — пояснил Янис Мегнис.
Буксир, вокруг которого были обмотаны рыболовные сети, скорее всего, оказался в морской глубине еще до Второй мировой войны, так что сети буквально вросли в обломки, и, чтобы их отцепить, водолазам пришлось отрезать их ножницами по кусочку. Все это происходило на глубине 20 метров, где видимость составляет всего лишь от 0,5 до одного метра, значительную часть работ приходилось выполнять «на ощупь», на что способны только специально обученные водолазы.
На ход работы также очень сильно влияет погода — направление ветра и температура воды. Водолазы, поднимая на поверхность «сети-призраки», работали два дня, одно погружение продолжалось 45—50 минут, поскольку дольше находиться на глубине 20 метров опасно для жизни.
После того как сети были срезаны, их с помощью специальных буев подняли из воды и на лодках доставили в Энгурский порт. Оказалось, что это несколько сетей, которые сплелись вместе. Их общий размер составляет около одного кубометра, а изготовлены они из капрона.
Янис Мегнис считает счастливым совпадением то, что различным структурным подразделениям — РТУ, управлению Энгурского порта и предприятию Neste — удалось договориться ради достижения общей цели.
Чистота Балтийского моря не является чем-то само собой разумеющимся, это общая ответственность всего общества. От чистоты воды зависит биологическое разнообразие. Янис Мегнис подчеркнул, что нельзя даже сравнить количество рыбы, какое было 30 лет назад, с тем, что существует сейчас. «И речь идет не только о сельди или кильке, а о ценной рыбе — судаке, лососе. Главная причина отсутствия рыбы — не ее вылов, а загрязнение моря, которое связанов том числе с обломками судов и старыми сетями», — подчеркнул Мегнис.
Будут поднимать и другие «сети-призраки»
Мы получили комментарий и от Армандса Бейзикиса, председателя правления ООО Neste Latvija: «Проблема загрязнения Балтийского моря и связанная с этим угроза биоразнообразию долгое время находилась в поле зрения общественности. В рамках стратегии долгосрочности Neste Latvija мы искали возможности того, как практически можно уменьшить последствия загрязнения воды, и одновременно искали партнеров по сотрудничеству, вместе с которыми эти возможности можно было бы реализовать. Мы вместе с РТУ выдвинули в качестве своей цели актуализацию до сих пор менее известной проблемы и решили заняться именно подъемом «сетей-призраков» из Балтийского моря. Представители РТУ свели нас с представителями Энгурского порта, которые обнаружили "сети-призраки" недалеко от порта, но для того, чтобы их извлечь, не хватало финансовой поддержки. Не секрет, что это не только сложный, но и дорогостоящий процесс. Предприятие Neste Latvija предоставило необходимую сумму, которая покрыла расходы на пилотный проект — подъем сетей под руководством технических водолазов. Проект еще не завершен, поэтому конкретная сумма сотрудничества еще неизвестна.
Часть поднятых "сетей-призраков" планируется передать в распоряжение Морской академии РТУ, где исследователи займутся их более детальным осмотром. Не менее важно и то, что РТУ также даст задание студентам — предложить варианты вторичного использования "сетей-призраков". Возможно, что и здесь появятся новые возможности для сотрудничества, но пока об этом еще рано говорить.
Мы знаем, что одна из целей РТУ — роботизировать процесс подъема "сетей-призраков", чтобы этот процесс шел быстрее и чтобы его можно было проводить в еще более сложных условиях. И поэтому этот пилотный проект однозначно послужил хорошей отправной точкой для дальнейшей актуализации и решения проблемы. Наша цель — продолжить сотрудничество и поддерживать подъем других "сетей-призраков"».
Суда дрейфовали, пока не тонули
«Все началось с того, что у меня в докторантуре начал учебу нынешний управляющий Энгурским портом Янис Мегнис, — рассказала в беседе с Neatkarīgā ассоциированный профессор Латвийской морской академии РТУ Астрида Рийкуре. — Он выбрал темой своей работы затонувшие суда и "сети-призраки", которые являются большой проблемой для маленьких портов. На базе этой проблемы строилась его промоционная работа. В Латвии эта проблема вообще не изучалась».
Но потребовалось финансирование, чтобы можно было начать исследования. После проведения различных мероприятий «нас наконец-то заметили». Это было предприятие Neste, которое традиционно активно участвует в различных проектах, связанных с природой. И РТУ, и Энгурский порт, и Neste увидели в «сетях-призраках» глобальную проблему: такими сетями и обломками судов загрязнен весь мировой океан, а не только Рижский залив. На пляже в Рое тоже есть остов корабля, затонувшего на мелководье, он опасен тем, что люди при купании могут получить травмы. Но у самоуправления нет средств, чтобы избавиться от затонувшего судна.
«Мы решили обследовать побережье Балтийского моря, чтобы понять, сколько в море остовов судов. Одно из судов затонуло между Первой и Второй мировыми войнами, а сети, запутавшиеся вокруг него, были произведены в 70-80-е годы. Хлопковые сети намного старше, и они иначе ведут себя в сравнении с капроновыми сетями. Водолазы, отцепив сети, освободили много еще живой рыбы: эти "сети-призраки" до сих пор продолжают "ловить". Также они "ловят" тюленей. Животные погибают, потому что не могут выбраться из этих ловушек. В море много таких остовов, потому что в прежние времена, когда существовали колхозы, старые суда не разрезали, а загоняли их достаточно далеко в море, поджигали и позволяли им дрейфовать, пока не затонут», — рассказала Астрида Рийкуре.
Платья и худи из «сетей-призраков»
При подъеме сетей вместе с ними поднимают и металлические детали, которые могут «рассказать», что делает с металлом коррозия за несколько десятилетий. «Мы изучаем воздействие коррозии, чтобы потом можно было изобрести такие покрытия для корпусов судов, которые задерживали бы появление ржавчины», — сказала Рийкуре. «Студентам также надо будет придумать, что эти детали и сами сети могли бы «делать» в своей второй жизни. Часть, конечно, пойдет в мусор, но в мире существуют различные технологии: к примеру, из металлических деталей делают брелоки для ключей, есть такие производители модной одежды, которые перерабатывают "сети-призраки" в стильные линии одежды».
Возле Салацгривы один водолаз обнаружил пять тонн «сетей-призраков». Можно себе представить, сколько платьев, худи и костюмов можно было бы сделать из пяти тонн старых сетей …
Дельфины запутались и не выбрались
Если говорить серьезно, то Астрида Рийкуре уверена, что подводную среду нужно изучать более современными методами. «Проекты, которые сейчас пишут докторанты, направлены на роботизацию процесса, чтобы мы могли с помощью роботов изучить ситуацию под водой. Это было бы обследование в течение неограниченного времени, а человек, наоборот, не должен долго находиться под водой. Мы хотим автоматизировать процессы, сделать их дешевле, потому что труд человека дорог», — рассказала Рийкуре.
Следует учесть, что «сети-призраки» и затонувшие корабли не только угрожают чистоте воды, но и опасны для морского сообщения. «Сети не только продолжают "ловить", они могут запутаться в винте двигателя проходящего судна и нанести серьезный ущерб, — предупреждает Рийкуре, — потому что в тот момент, когда сеть "поймала" рыбу или другое живущее в воде существо, она опускается глубже, но когда все это начинает гнить, сеть снова поднимается выше. Но это мировая проблема: например в Норвегии, где море является глубоким, тоже существуют проблемы с "сетями-призраками". У норвежцев много исследований о снежных крабах, тюленях, дельфинах, которые запутываются в этих сетях и больше не могут выбраться».
Исследования «сетей-призраков» и затонувших судов стали актуальными сравнительно недавно, и профессор Рийкуре считает, что об этой проблеме нужно говорить с соседями — литовцами и эстонцами. Пока серьезные исследования ведутся только в Скандинавских странах. «Но в ближайшее время нам придется говорить об этом все чаще», — уверена профессор.