Простой ответ
Молодцы жители Латвии, планку задирают высоко. Если уж ставить кого в пример, то Швейцарию и Норвегию, самые богатые страны мира. Или одни из самых богатых.
Так почему мы не живем, как в Швейцарии? Ответ очень прост – для этого надо было не воевать три сотни лет, не участвовать в экспериментах с построением социализма в отдельно взятой стране, посвятив освободившееся от вышеуказанных занятий время упорному и созидательному труду.
Почему мы не живем, как в Норвегии? Все то же самое, что про Швейцарию, плюс надо найти в ЛР залежи нефти и газа.
Есть нюансы
Что касается стран бывшего СССР, то стабильное третье-второе место практически по всем показателям среди этих 15 государств нас, конечно, не устраивает. Хотя должно было бы. Все мы вышли из горбачевской шинели, находясь на примерно одинаковых стартовых позициях в 1991 году. Латвия же пока пропускает вперед лишь Эстонию (здесь однозначно, хотя отрыв и не столь велик), а также по некоторым параметрам и Литву.
Как вам кажется, доходы населения – это серьезный, достойный для сравнивания показатель? Вроде бы да, вполне достойный. Тогда нам в этом деле поможет исследование, недавно проведенное экспертами одного из работающих в странах Балтии банков. Аналитики изучили налоговое законодательство трех стран и выяснили, что в Латвии самое тяжелое налоговое бремя на рабочую силу. Но есть очень интересные нюансы.
По минималке отстаем
Так, в 2023 году во всех трех странах Балтии был поднят максимальный дифференцированный необлагаемый зарплатный минимум. В Латвии теперь это 500 евро, в Литве 625 евро, в Эстонии – 654 евро.
Минимальная зарплата тоже был поднята. В Латвии до 620 евро, в Литве – до 849 евро, в Эстонии – до 725 евро.
Но поскольку налоги от страны к стране отличаются, в Латвии получатель «минималки» имеет на руки неполные 535 евро, в Литве – 633 евро, в Эстонии – 690 евро. Вот оно как – сильно отстаем!
Общая нагрузка
Но посмотрим на людей, которые зарабатывают не «минималку», а суммы побольше. Тут картина получается совсем другая.
Возьмем тех, кто получает 750 евро в месяц, как у нас говорят, «на бумаге» и при условии, что у получателя этой суммы нет иждивенцев. В Латвии такой работник на руки имеет 618 евро, в Литве – 579 евро, в Эстонии – 709 евро. Как видим, наш человек получает больше, чем в Литве. А ведь средние зарплаты в странах Балтии сравниваются почти всегда до уплаты налогов, что не дает истинного представления о реально получаемых населением суммах.
В Эстонии с зарплаты в 750 евро работник платит 5%, в Латвии – 18%, в Литве – 23%. Работодатель в Эстонии – 254 евро, в Латвии – 177 евро, в Литве – 13 евро.
Общая налоговая нагрузка на зарплату как со стороны работодателя, так и работника составляет в Латвии 33%, в Эстонии – 29%, в Литве – 24%.
Есть еще один нюанс. Если у получателя зарплаты в 750 евро есть иждивенец, то общая налоговая нагрузка в Латвии становится меньше, чем в Эстонии.
Со льготами и без
В отношении среднего уровня зарплат ситуация похожая. Исследователи считают, что средний уровень – это 1500 евро на бумаге в месяц. В Латвии такому работнику выдадут на руки 1097 евро, в Литве – 977 евро, в Эстонии – 1244 евро. Литва отстает от Латвии на 120 евро.
Если есть иждивенец, то житель Латвии получит на руки дополнительные 50 евро и почти догонит эстонского получателя аналогичной зарплаты. В Литве же вообще нет налоговых льгот для тех, кто содержит иждивенцев. В Эстонии льготы положены лишь начиная со второго ребенка, причем эти деньги не поступают на счет каждый месяц. Их можно вернуть раз в год, подав налоговую декларацию.
При зарплате в 1500 евро «на бумаге», работодатель в Эстонии в виде налогов заплатит еще 507 евро, в Латвии – 354 евро, в Литве – 27 евро. В этом сегменте средних доходов самая высокая общая налоговая нагрузка тоже в Латвии – 41%. В Эстонии – 38%, в Литве – 36%.
Налоговая политика Латвии предусматривает два уровня прогрессии – применяется дифференцированный необлагаемый минимум (чем выше зарплата, тем ниже необлагаемый минимум), а кроме того, ставка подоходного налога с населения постепенно увеличивается по мере увеличения дохода.
Моделируя ситуацию, когда работник «на руки» получает зарплату в размере 1000 евро, наибольшая общая налоговая нагрузка на труд (для работника и работодателя) в Латвии (общие расходы 1666 евро), за ней следуют Литва (1571 евро) и Эстония (1508 евро).
Прилив радости
В общем, не все так однозначно, как любят теперь говорить в интернетах. А что в европейском разрезе? В базе данных Евростата почему-то информации о средних по ЕС зарплатах крайне мало. Удалось найти данные по медианному выравненному чистому доходу на человека в евро. Последние сведения – за 2022 год. И здесь житель Латвии обогнал литовца – 10 258 евро в год в Латвии против 10 195 евро в год в Литве. Разница, конечно, несущественная, но она есть.
Латвия по этому показателю также обогнала Грецию (9520 евро), Польшу (8946 евро), Словакию (8819 евро), Хорватию (8760 евро), Венгрию (6975 евро), Румынию (5512 евро), 5378 (евро). В Эстонии годовой доход – 14 827 евро.
Ну что, кто-нибудь испытал прилив радости от того, что мы теперь зарабатываем больше, чем в Польше, Венгрии, Словакии и Хорватии? Вернувшись из туристической поездки в эти края каких-то 30–40 лет назад, житель советской Латвии неделю ходил как пришибленный от контраста уровня жизни. А теперь венгры и бывшие югославы могут нам завидовать. Ну а про Грецию мы вообще молчим. Настоящая капстрана с ее магазинным изобилием и аккуратными белыми домиками.
Думается, однако, что большинство людей от того, что где-то зарабатывают меньше, особой радости не испытают. Своя-то жизнь ближе к телу. Поэтому и самобичеванием заниматься тоже непродуктивно. Страна, конечно, может и должна развиваться лучше, чем она это делает сейчас. Но в целом мы находимся там, где и положено, учитывая всю нашу историю, человеческий капитал, климат и прочее.
Остается только сходить на выборы, отметить в бюллетене правильную партию и ждать, когда она совершит в Латвии экономический рывок. А можно совершить этот рывок самому, подняв свой личный уровень жизни до швейцарского. Никто не запрещает. Тогда и завидовать будет некому.