Он отметил, что в Латвии есть как минимум пять самых востребованных профессий, ни одна из которых не связана с гуманитарной сферой. Востребованы менеджеры проектов: они отвечают за максимально эффективное управление ресурсами в компании. Профессия маркетолога важна и востребована: такие специалисты должны уметь анализировать ситуацию на рынке, тем самым предоставляя рекомендации для успешного развития компании. Специалисты по интернет-безопасности не менее важны, поскольку растет киберпреступность. Спрос на медсестер также увеличится, уверен академик.
Наибольший спрос есть (и будет) в сфере информационных технологий (ИТ): потребуются не только менеджеры проектов, но и тестировщики программ, инженеры по обработке данных и другие ИТ-специалисты.
По оценкам Калвиньша, в Латвии не хватает примерно 15 000 инженеров в различных областях. Однако можно гордиться тем, что у нас есть журналисты, которые не могут написать простую новость тремя сложными предложениями, и политологи, которые не различают политические партии.
"А инженеров будет не хватать еще больше, потому что старое поколение прекращает свою активную деятельность, а на их место не приходит новое", - указал Калвиньш.
Он считает, что сейчас «катастрофически» необходимо учить студентов что-то создавать, а не только исследовать. «Нам нужны инновации, а это означает творчество, — пояснил Калвиньш. — Однако сейчас четыре крупнейших университета Латвии специализируются на подготовке ученых, а не новаторов».
Говоря о «гуманитарном продукте», Калвиньш признает: «Сколько нам нужно политологов в такой маленькой стране, как Латвия? Ну, может, десять? Никто не избирает в Сейм политологов для формирования национальной политики. Они могут быть только советниками депутатов. Если только депутаты будут понимать то, что им говорят...» Поэтому «производство» политологов неэффективно и лишнее.
Гораздо важнее развивать экономику. «Для этого требуются навыки, которые вы осваиваете, используя современные технологии в тех отраслях, которые определяются экономическим развитием цивилизации на данный момент. Это электроника, IT, инженерия», — указал Калвиньш. Он считает, что таких специалистов высокого уровня можно было бы готовить здесь, в Латвии, а остальных, общее количество которых не будет большим, можно было бы обучать в зарубежных университетах.
«Например, нам нужно пять специалистов-химиков высокого уровня в год. Их можно было бы готовить за рубежом на основе государственного контракта. Потому что здесь, на месте, 25 таких специалистов нам не нужны. Кроме того, каждый год! Куда мы их денем?»
В то же время, нам нужно много учителей и врачей. «Мы не можем где-то в другом месте заказать учителей, которые будут работать в наших школах», - пояснил Калвиньш.
Еще одна проблема заключается в том, что для студентов естественных наук нет мест для стажировки ни в одной отрасли. «Раньше был ВЭФ и другие заводы. И в таких местах студенты могли получить практику, основанную на теории. Сейчас ничего подобного нет. Студентов чему-то учат, но что делать дальше? Знания необходимо использовать. Однако такая практика отсутствует во всех технических отраслях», - указал академик.