Все стоит столько, сколько оно стоит, — говорят те, кто выставляет нам счет за то, что мы потребили. С другой стороны, мы можем спросить – если все стоит столько, сколько стоит, то и зарплаты нужно делать именно такими. Все стоит столько, сколько мы хотим. Сколько хотим, столько и ставим.
Что интересно, так это цитата из правительственной декларации, пункт № 96:
«Мы будем способствовать развитию электрификации в Латвии, внедряя специальные упрощенные и экономичные решения по подключению к сетям электропередачи и структуру тарифов».
Это они все обязуются. Над этим подписались «Объединенный список», «Национальное объединение», «Новое единство». Это то, что они обещали в декларации, но из этого ничего не вышло. Полгода они что-то рассказывали, двигали стульями... Кошмар какой-то! Но ничего с этим не сделали. Зачем тогда писали декларацию?
В связи с этим президент Эдгар Ринкевич, вышедший и с конкретными идеями в этом направлении, говорит следующее: «Люди в КРОУ немного одержимы выполнением одной функции, а именно служением монополиям, но забыли об общественных интересах. Жду действий комиссии, иначе не вижу смысла сохранять такие кабинеты. Какой бы независимой ни была комиссия, если она начнет делать неприемлемые вещи, решения должны быть оценены.»
Что не сказал Эдгар? Эдгар не сказал, что повестку дня обычно устанавливают политики, а не эта комиссия. У комиссии все очень просто – они смотрят законы. Председатель КРОУ Алда Озола также говорит:
«Закон обязывает регулятора устанавливать экономически обоснованные тарифы. Тарифы должны покрывать разумные затраты. Регулятор не имеет права выполнять социальную функцию.»
Логично, что политики имеют право все это изменить, но они смотрят на регулятор и говорят: «Регулятор, давай нам что-нибудь подешевле», а регулятор говорит: «Нет, черт возьми, мы не можем.»
А потом, когда немного прижали «Садалес тиклс, что интересно, сначала сказали так - если вы откажетесь от мощностей, вам не придется за них платить, но если вы захотите их восстановить, готовьте деньги.
Через неделю, когда они выслушали, что думает об этом Кариньш, что думает об этом Ринкевич, что думает об этом общественность, они заявили, что и за подключение платить не придется.
Подождите-подождите. Так как же вы считали этот тариф? Тогда нужны были деньги и это были расчеты, а теперь через неделю говорят: «Нет, ради Бога, лучше не надо».
Все это слышат и представители «Ригас силтумс». Сразу же выступил председатель правления предприятия Илвар Петерсонс: «В этом году мы снизили тариф в четвертый раз. Нам удалось купить топливо дешевле».
Слышите – мы за народ, мы за жителей, тепло в Риге будет дешевым.
Но что говорят предприниматели? У нас есть один эксперт. Петерис Дзиркалс, член правления «Ригас энергия», говорит:
«Расчеты показывают, что в результате проводимой «Латвэнерго» и «Ригас силтумс» закупочной политики в прошлом отопительном сезоне жители столицы переплатили за тепло как минимум три миллиона евро».
Предприниматель подсчитывает. Он не государственный служащий. И вот что он говорит:
«Хотя «Ригас силтумс» имеет возможность покупать более дешевую тепловую энергию у независимых производителей примерно на 20% от общего объема покупаемой ею каждую неделю тепловой энергии, компания предпочитает покупать значительно более дорогую тепловую энергию у государственного «Латвэнерго».»
Кто имел столь большую прибыль? Да, «Латвэнерго». Это некрасиво, в этих вещах нужно разобраться, потому что жители, народ, общественность до сих пор этого не понимают.