Почти половина всех отходов, которые люди выбрасывают в мусор, — это органические отходы — в основном пищевые. Однако данные показывают, что лишь небольшая часть общества выбрасывает биологические отходы в специально предназначенные для этого коричневые контейнеры. Некоторые люди, особенно в сельской местности, компостируют эти отходы, что является экологически безопасным и даже поддерживается, но подавляющее большинство органических отходов выбрасывается вместе с бытовыми отходами.
«Кучи, которые мы видим, — это отходы, привезенные из коричневых биоконтейнеров, чистая биологическая масса. И есть еще одна куча, которую мы видим там, это куча, которая поступает с сортировочного завода, и, как мы видим, в этой куче очень большая примесь других отходов», - говорит Инесе Авота, руководитель проектов «Getliņi EKO» в области экологического образования.
Несортированные органические отходы загрязняют выброшенные предметы, которые можно успешно переработать.
«Если мы ничего не сортируем и выбрасываем в мусор и бумагу, и сливки, бумага станет мокрой, грязной и непригодной для переработки», — подчеркивает она.
Уже в следующем году сортировка биологических отходов в Латвии станет обязательной, но большинство жителей об этом даже не знают.
Самоуправления и утилизаторы мусора будут обязаны размещать коричневые контейнеры возле многоквартирных домов, а жители также будут иметь право требовать эти контейнеры. Однако пока опыт показывает, что жители столицы не заинтересованы в сортировке — из тысячи установленных биоконтейнеров почти пятьсот пришлось убрать, потому что люди от них отказались.
«Аргументы разные, но, прежде всего, экономический - что такого экономического обоснования нет, потому что хотя сортировка биоотходов обходится на 20% дешевле, чем обычных отходов, но с учетом того, что эти контейнеры не заполняются, их либо вывозят полупустыми и платят за это, либо ждут, и тогда тара начинает очень неприятно пахнуть», - заявили в столичном домоуправлении.
Именно запах, возникающий при сборе и хранении органических отходов, является одной из причин, по которой люди не хотят их сортировать. Другие страны решают эту проблему, делая более доступными биопластиковые пакеты для утилизации пищевых отходов.
«Большой вопрос – как обеспечить этими пакетами жителей. Один из способов, худший, — это говорить людям, чтобы сами покупали в магазинах, делали, что хочется. Второй вариант – немного лучше – попросить менеджеров по управлению отходами включать эту плату в тариф. Сборщики мусора будут раздавать такие мешки жителям, но это приведет к увеличению затрат. Третий путь, по которому идут Швеция и Италия, — замена пакетов в магазинах. В идеале среди фруктов и овощей должны лежать не полиэтиленовые пакеты, а пакеты, которые можно использовать для раздельного сбора биоотходов», - заявила Майрита Лусе, руководитель рабочей группы Рижской думы по сокращению отходов.
Половина несортированных бытовых отходов населения Латвии попадает на свалку «Getliņi», и горы мусора продолжают расти. Ситуация с сортировкой мусора или, правильнее сказать, несортировкой, усиливает опасения по поводу мощности свалок в Латвии. В среднем ежегодно в «Getliņi» поступает почти 300 тысяч тонн несортированных бытовых отходов, и если объемы не изменятся, то в ближайшие несколько лет свалка будет заполнена.
Европейская директива предусматривает, что с 2035 года только 10% всех бытовых отходов будет разрешено захоранивать на свалках, поэтому изменение привычек населения будет иметь решающее значение.