Этой категории, от 16 до 18 лет, было посвящено специальное заседание Комиссии cейма по правам человека и общественным делам. Выяснилось, что, по сути, ими никто не занимается!
Нетрезвые и ненужные
В настоящее время несовершеннолетние правонарушители, находящиеся в состоянии опьянения, доставляются в участки Государственной полиции, не приспособленные в качестве вытрезвителя, без наблюдения врачей. В той же ситуации находятся дети, оказавшиеся без присмотра.
Служба неотложной медицинской помощи может быть вызвана стражами порядка к несовершеннолетним, находящимся под воздействием алкоголя, токсических и наркотических веществ. Далее, если несчастным требуется наблюдение или дополнительные анализы, отправляют в Детскую клиническую больницу.
При этом сами медики не в восторге от вменяемой им обязанности — ведь большинству не вяжущих лыка тинейджерам нужно просто... протрезветь. А внимание к ним отвлекает врачей от тех детей, которым действительно необходима помощь. Перегружается транспорт оперативных служб, а социальные проблемы в корне не решаются.
"Недопустимо даже кратковременное пребывание несовершеннолетних пациентов вместе с совершеннолетними пациентами в одной палате и недопустима ситуация, когда ребенок в больнице вступает в непосредственное соприкосновение с острыми пациентами, даже если это происходит на краткий миг", — отмечено в презентации, подготовленной столичными властями для парламента.
С поселением на три года
Свято место пусто не бывает: в Латвии уже сформировалось несколько общественных организаций, напрямую связанных со снижением вреда от опьяняющих субстанций — Dari, PalEciens, SOS Parinieks. В них зависимые несовершеннолетние могут получить консультацию нарколога.
Но Рижская дума полагает, что необходимо завести "специальное профилактическое превентивное учреждение, обеспечивающее услуги вытрезвления под надзором медицинского (лечебного) персонала". Данный вытрезвитель должен находиться вне Детской больницы и представлять собой "безопасную, аскетичную среду, в которой молодой человек будет наблюдаться". В случае констатации проблем с алкоголем врач–специалист осуществит "краткую интервенцию".
Та же молодежь, что упорствует в злоупотреблении, может быть направлена на "интегрированную услугу с поселением на три года". Юные пьяницы и наркоманы, направленные в ограниченную (закрытую) среду, получат индивидуальный план избавления от дурных привычек. Обучение будет происходить удаленно. От Министерства здоровья в Риге ждут "разработки нового процесса и изменения алгоритма".
Между тем введение нового порядка требует изменения действующих ныне нормативных актов — Закона о защите прав ребенка, Закона о принудительных мерах воспитательного характера. В любом случае, в Риге могут появиться учреждения не только кратковременного вытрезвления, но и весьма длительного содержания проблемного контингента. Что скажут горожане, по соседству с коими его поселят?