На днях стало известно, что страны ЕС за период с 1 января по 31 июля сего года закупили половину всего экспортированного Россией сжиженного газа! На эти закупки страны ЕС истратили 5,3 миллиарда евро. И пока ничто не свидетельствует о том, что в дальнейшем закупки российского сжиженного газа сократятся. Скорее – наоборот.
Читая эти данные, латвийские фирмы, которые все еще экспортируют свою продукцию в Россию, могут лишь вспомнить фразу из старого анекдота: «И эти люди еще запрещают нам ковыряться в носу!».
Огласите весь список, пожалуйста!
Напомним, что недавно после сюжета по общественному ТВ о том, что латвийские компании все еще продолжают торговать со страной-агрессором, министр экономики Илзе Индриксоне (TB – Visu Latvijai) приказала Центральному статистическому управлению опубликовать список латвийских предприятий, экспортирующих товары в РФ.
А как же коммерческая тайна, как же защита отечественного бизнеса? На это министру, которая уже скоро станет обычным оппозиционным депутатом, было, видимо, плевать. И она на прощанье решила, видимо, подложить свинью местному бизнесу. Как после обнародования списка констатировал депутат Сейма Улдис Аугулис (Союз зеленых и крестьян), уже на следующее утро всем фигурантам списка экспортеров в Россию и Белоруссию закрыли счета в латвийских банках.
Ошибка вышла…
«Вскоре оказалось, что произошла ошибка и в список попали те компании, которые уже давно прекратили сотрудничество с Россией и Белоруссией. Или те, которые отправляли продукцию в эти страны до 24 февраля 2022 года. Пришлось ЦСУ давать опровержение и направлять банкам письма с извинениями, чтобы предприятиям разблокировали счета», – рассказал в эфире ТВ-24 Улдис Аугулис.
Он заявил о необходимости проведения реформы в госуправлении. «Административно-территориальную реформу мы провели. Теперь пора провести реформу госуправления», – убежден парламентарий.
Стоит ли винить подневольных чиновников ЦСУ, которые просто спешили выполнить приказ министра? Это уже второстепенный вопрос. Но на поверку оказалось, что многие предприятия из «черного списка» уже давно прекратили экспорт в Россию и Белоруссию или просто выполняют свои обязательства по старым договорам, заключенным еще до 24 февраля 2022 года.
Экспортируют то, что не запрещено
Однако в любом случае, даже если экспорт продолжается, ничего противоправного латвийские бизнесмены не совершают. Речь идет об экспорте разрешенных, то есть не попавших под санкции товаров – в частности, медикаментов, продуктов питания, различных изделий из текстиля, алкогольных и безалкогольных напитков…
Отметим, что поскольку это экспорт, а не импорт, то уж точно нельзя обвинить латвийский бизнес в финансировании войны, которую ведет Российская Федерация – это, напротив, российские потребители (покупатели) партнеры платят латвийской стороне, то есть тратят деньги, а не получают их. Да, еще весной прошлого года первое правительство Кариньша приняло программу поддержки тех предприятий, которые готовы переориентироваться на другие рынки.
Но предприниматели нынче жалуются на то, что новая программа еще не запущена, процесс сильно бюрократизирован, да и сами объемы помощи, мягко говоря, скромные.
Понятно, что процесс вхождения в новые рынки занимает не месяцы и не год, а ГОДЫ! Особенно если речь идет о продукции, которая должна быть сертифицирована или пройти все лабораторные проверки. Но ведь весь этот период поиска новых рынков в третьих странах компании и ее работники должны как-то жить или, точнее, выживать! Поэтому они и не могут отказаться от экспорта в Россию.
И потом, бизнес всегда найдет возможность «добраться» до потребителя – если надо, и через третьи страны. Так делает и весь международный бизнес: не случайно в России уже смеются про аппликацию – «знакомый из Казахстана». Очевидно, что многие подсанкционные товары рано или поздно через страны СНГ попадают в Россию и Белоруссию. Не случайно у нас в прошлом и в этом году в разы вырос товарооборот с Казахстаном, Арменией, Киргизией, с Туркменистаном…
Конечно, нельзя утверждать, что все товары, которые направляются в эти страны, потом обязательно попадают в Россию. Вполне возможно, что просто часть латвийских коммерсантов вняли советам родного правительства и быстренько нашли другие рынки сбыта. Тем более что даже самые далекие страны СНГ для латвийского бизнеса понятнее и ближе, нежели Индия, Индонезия или ЮАР.
Тогда помогите материально…
Если государству такая бизнес-активность латвийских коммерсантов не нравится, то выход один – начать предоставлять таким компаниям госгарантии, налоговые льготы, другие преференции. Но едва ли Брюссель позволит государству вкладывать деньги налогоплательщиков (публичные средства) в частный бизнес или предоставлять какие-то блага одним компаниям и не предоставлять другим, чей бизнес, например, не связан с экспортом товаров в Россию.
Так или иначе, но латвийские власти должны думать, как поддержать отечественный бизнес в любом случае. Поддержка в данном случае заключается в том, чтобы… не мешать бизнесу работать. В рамках латвийского и евросоюзовского законодательства, разумеется.
Кстати, если в 2014 году, в момент первого серьезного обострения отношений между РФ и ЕС, то есть после Крыма, в Россию свою продукцию отправляли 1284 латвийских компании, то нынче экспорт в РФ осуществляют всего 169 компаний! Как видите, изменения существенные, хотя с учетом инфляции товарооборот в ценовом выражении упал не столь значительно.