Кое-где, к примеру, в Резекне, муниципальные органы уже расписались в невозможности свести концы с концами – и пошли на поклон к официальной Риге, дескать, придите княжити над нами. Однако центральный бюджет не резиновый. Так что властям страны только и остается, что пытаться воздействовать на местных, путем различного рода законодательных и административных инструментов.
Края Латвии вступили в холодную войну
В разгар пандемии предыдущий созыв парламента решился на проведение очередного раунда сокращения числа самоуправлений. В результате со 110 краев и 9 республиканских городов число муниципалитетов, власть в коих избирается проживающими там гражданами, уменьшилось до 35 краев и 7 государственных городов (valstspilsēta).
Вообще-то сам термин valstspilsēta очень двусмысленный – ведь госбюджет, собственно, не открывает свою копилку, скажем, для Лиепаи или Валмиеры, но строго требует отчета. А в большинстве прочих вновь созданных самоуправлений продолжаются разброд и шатания. Потому в XIV Сейме и была сформирована подкомиссия по оценке результатов административно-территориальной реформы.
Юрис Вилюмс («Объединенный список»), председатель подкомиссии по оценке результатов административно-территориальной реформы и ярый сторонник латгальской идентичности, в свое время пытался выступать с трибуны Сейма, используя вышеуказанное наречие латышского языка, за что был прерываем спикером. В настоящее же время он призвал в парламент своего партайгеноссе Мариса Спринджукса.
Бывшему мэру Адажи можно только посочувствовать – меньше года прошло, как во главе Министерства охраны среды и регионального развития (VARAM) тот приступил к трудам, как уже приходится прощаться с должностью. Ведь «ОС» в будущий состав правительства не попадает, следовательно, господину Спринджуксу придется вернуться в корпус «обычных» депутатов.
Марис Спринджукс, министр охраны среды и регионального развития (до официального оглашения состава нового КМ):
– Наиболее горячим вопросом для ведомства ныне является вопрос – кому будет в итоге принадлежать городок Варакляны, Мадонскому или Резекненскому краям, или же сохранит свой нынешний промежуточный статус центра одного из мельчайших краев Латвии. Кстати, тут же зарыта собака – к какой «исторической латышской земле» (термин введен в годину президента Э. Левитса по инициативе главы страны) будут относиться Варакляны – к Видземе или Латгале.
В действительности не удалось ничего сделать. Мы здесь ожидаем осенней сессии, чтобы решить судьбу Вараклян.
Точно так же, до 31 декабря 2024 года необходимо разобраться с Гаркалнской волостью (бывшим краем), который никак не способны поделить меж собою Адажский и Ропажский края. Окончательное решение о судьбе Гаркалне принадлежит VARAM. Пока же Ропажский край уже начал процесс раздела, но тут же обозначились коллизии вокруг.
В крае начали проводить агитацию, показывающую Адажи в плохом свете, – обиделся М. Спринджукс за земляков из бывшего колхоза-миллионера, вокруг коего за последние три десятка лет также вырос городок небедных товарищей.
К слову сказать, в Гаркалне тоже не лыком шиты – пока там имелось собственное выборное самоуправление, тамошнее начальство получало на карман цифры, сопоставимые с главой правительства. Скажем, председатель думы края Юрис Силов в 2008 году – 34 195,65 лата в родном Гаркалне и еще 3894 лата в Рижском районном совете. Да, 15 лет тому назад можно было запросто трудиться в самоуправлениях двух уровней. Впрочем, с годами и иные муниципалитеты подтянулись – так, в 2021 году Марис Спринджукс на посту начальника Адажи заработал 59 944 евро 37 центов плюс еще 11 344 евро 7 центов в Рижском регионе планирования и Объединении самоуправлений Риги и Рижского региона. Таки можно жить.
«Нужно ли самоуправлениям продолжать участвовать в коммерческой деятельности»
Между тем на минувшей неделе Государственный контроль отчитался перед депутатами Сейма о результатах ревизии самоуправлений. Всего проверялись 8 муниципальных образований – Бауский, Цесисский, Южнокурземский (ранее – Лиепайский), Екабпилсский, Лудзенский, Огрский и Тукумский края, и созданные ими 89 обществ капитала. Подавляющее большинство последних относятся к сектору коммунальных услуг и хозяйствования в сфере собственности (45), в медицине и социальном уходе (18), транспортных услугах (6). Всего этими юридическими лицами осуществлялось 267 различных услуг, из коих только 148 были непосредственно связаны с профилем самоуправления.
Результаты оказались, прямо говоря, плачевными. Работа муниципальных органов «не ведется соответственно хорошей практике и закону». «Во многих случаях нет убеждения, нужно ли самоуправлениям продолжать участвовать в коммерческой деятельности», – рассудили ревизоры. У многих обществ капитала нет стратегии; отсутствуют финансовые и прочие цели; не ведется анализ финансовых показателей; производятся вложения без определенной цели...
Всего, подсчитали ревизоры, в 47 из 89 компаний, учредителями коих являются муниципалитеты, имеется стратегия. В 50 предприятиях наблюдается низкая рентабельность, в 35 – малая ликвидность.
Географически результаты ревизии оказались удивительны – несмотря на то, что имеется стереотипный взгляд об отстающей Латгалии, только один край, а именно Прейльский, набрал минимум оценочных пунктов (11), тогда как Лудзенский (35) находится на почетном третьем месте. В передовиках же – Екабпилсский (46) и Южнокурземский (36) края.
Интересно, что Огрский край получил только 15 пунктов, заняв предпоследнее место из восьми участников ревизии. А ведь тамошний глава самоуправления Эгилс Хелманис (Национальное объединение) позиционирует себя как крутой хозяйственник – и даже рижане любят ездить погулять в Огре, а затем выкладывать в социальных сетях фотокарточки, как там все сверкает. Да, деревянную библиотеку выстроили шикарную – а вот с местным краеведческим музеем вышел скандал прямо общегосударственного масштаба благодаря фарфору Петра Авена.
Но, впрочем, 16 подвергшихся проверке компаний, владельцами коих являются муниципалитеты, уже взялись за ум – и провели реорганизацию. По мнению Госконтроля, в дальнейшем «самоуправления перед принятием решения об участии в принадлежащих им обществах капитала обязаны консультироваться с Советом по конкуренции». «В особенности в связи с целями административно-территориальной реформы – обеспечить улучшение доступности и качества предоставляемых жителям услуг на всей административной территории самоуправления». Золотые слова!