Стоянка первобытного гражданина
Какие только места ночлега я не перепробовал, изучая географию и историю родного края. У северо-восточной границы, близ Алуксне, отыскал похожую на маленький замок «саврупмаю» и умудрился на парковке задеть маленькую зеленую машинку, чья владелица тут же заплакала, но мы составили согласованное сообщение для страховщиков. В юго-восточном углу, на непростом стыке границ ЛР, РБ и РФ, взаправду ловились заблокированные интернет-сайты потенциального неприятеля, поздним вечером заливались лягушата из пруда, а утром будил петух.
Видземское местечко под устрашающим названием Рагана стало целью ночных поисков после рок-концерта, а в курземском Лейпене стоянка была полна кемперов с немецкими номерами и спутниковыми антеннами, в темное время суток налетали тучи комаров, ближний же пляж обещал подлинное море, не залив. В числе пунктов назначения не премину упомянуть также похожий на пионерлагерь мотельчик в Ирбене, на территории, что после Второй мировой была погранзоной, и оттого там отменно сохранились все биотопы.
Общее всех этих разных мест, в которых имеются и самые что ни на есть отельные завтраки, и удобства в номерах – или, с другой стороны, собственная кухня и приватная банька – это их статус. Это не отели как таковые, а частные владения. Чтобы отыскать нужное, надо чуток порыться на сайтах. Нет, пожалуй, ни одной волости Латвии, не осчастливленной туристической инфраструктурой. Ну а туристом в понимании статьи 1 соответствующего закона ЛР является любой человек, обеспеченный ночлегом помимо своего постоянного жительства, если только он не служит выездным работником.
Места краткосрочного пребывания, как именует их статистика, обеспечивают в год порядка миллиона ночевок по Латвии. То есть примерно три тысячи визитеров в сутки отправляется в не очень дальний путь по стране. 42,7% предпочитает Ригу, 26,8% – Курземе, 17,8% – Рижский регион, 6,7% – Видземе, 4,1% – Латгале, 2% – Земгале. По сравнению с пандемийными временами сельские отельеры выходят из анабиоза и превышают оборот более чем вдвое.
«Арендодателю следует обеспечить»
Министерство экономики, в ведении коего в ЛР находится туризм, между тем, опомнилось – и, хотя основные пенки сезона уже сняты, решило навести порядок в отрасли. Ведь как оно получается – в самочинных приютах для путешествующих кушают и, чего греха таить, распивают. Но ведь при этом надо соблюдать требования Закона о продовольственном надзоре и Закона об обороте алкогольных напитков! Кроме того, не без музыки обходится в таких частных владениях – а что нам об этом говорит Закон об авторском праве? Все эти нюансы Минэкономики предложило рассмотреть правительству страны.
Кроме всего прочего, силу имеет и подзаконный акт – правила Кабинета министров № 226 от 3 апреля 2007 года. От гостей, прибывших из-за пределов страны, требуется выполнение Правил о заполнении, хранении и сдаче бланка декларации иностранца. Таковую необходимо иметь, «в том числе в квартире, где размещается иностранец и где ведется хозяйственная деятельность». «Арендодателю следует обеспечить» – сурово приказывает исполнительная власть. Но пока что, констатирует Минэкономики, «в Латвии до сих пор не обеспечены механизмы...» по соответствию нормам Европейского парламента и Европейского совета.
План ограничения теневой экономики, в свою очередь, обращает внимание на «незарегистрированную хозяйственную деятельность». Вправду ведь, за наличные вполне можно снять дом, допустим, под Кекавой, где пруды – и гулять компанией до утра. Но будет ли при том соблюдена «дисциплина уплаты налогов»?
Минэкономики предлагает излюбленный чиновниками ход конем – необходимо сделать новый регистр краткосрочных мест аренды и специализированное приложение для компьютера (смартфона), которое позволит вести учет туристов, денежных потоков, и, соответственно, взимать налоги. Для лиц, выполняющих хозяйственную деятельность (микропредпряитий), это будет 25% при обороте менее 25 000 евро в год и 40% свыше этой суммы. Для тех же, кто просто сдает в аренду время от времени свою жилую собственность, инициируется ставка подоходного налога с населения в 10%.
Если сопоставить текущую ситуацию в Латвии с тем, что имеет место в популярных туристических центрах Европы, то приходишь к выводу, что мы живем в положении полной вольницы. На другом полюсе – зарегулированные Париж и Вена. Там, чтобы сдавать туристам койко-место, нужно иметь лицензию, регистрацию, соответствовать стандартам безопасности и качества, должным образом распространять информацию о себе (включая обязательное сотрудничество с публичными платформами), соответствовать географическим ограничениям.
То есть в австрийской или французской метрополиях попросту нереальным было бы нахождение в самом центре города дикого хостела, непонятно кому принадлежащего, в котором, согласно жанру «вороньей слободки», произошел пожар с многочисленными жертвами.
«Необходимо действие по ограничению рисков предоставления нелегальных туристических услуг» – прямо указывает Минэкономики. Положение на рынке предлагается изменить до конца 2024 года. За это, засучив рукава, возьмутся такие профессионалы своего дела, как Министерство финансов (в лице Службы государственных доходов), Министерство охраны среды и регионального развития, Центральное статистическое управление и т.д.
С тоской могу констатировать, что, скорее всего, в стране в очередной раз появится какая-то бюрократическая хренотень, в результате чего попросту испарится ряд любимых, ранее уже опробованных мест. Нет, явки я вам не сдам – самому пригодятся. А государству, замечу, не стоит приниматься за ремонт того, что более-менее само функционирует.