Наскок провалился
Парламентарии продолжают готовить законопроект на срок до двух лет, который должен пройти три чтения, таким образом, как обещает премьер Эвика Силиня ("Новое Единство"), окончательная ясность наступит к концу года.
Как и следовало ожидать, кавалерийский наскок Комиссии Сейма по бюджету и финансам (налогам) на политику коммерческих банков провалился. На днях кредитные учреждения попеняли председателю комиссии Янису Рейрсу ("Новое Единство"), что тот своими высказываниями "подрывает репутацию латвийской финансовой системы и государства". В заявлении Ассоциации финансовой отрасли указывается также на то, что ажиотаж вокруг повышения ставок Euribor, исходящий из решений Европейского Центрального банка, "достиг границы опасного популизма".
Поэтому господин Рейрс на последнем заседании комиссии во вторник был неизмеримо спокойней и рассуждал о том, что по прохождении первого года действия нового закона можно будет пересмотреть его условия. "Нам действительно нужно мониторить. Продолжительность действия ограничена. Мы предлагаем ограничить консолидированную ставку. Мы оценили проценты ипотечных кредитов в Европе, в ряде "материнских" банков. Например, в Польше можно выбрать один месяц, за который ничего не платить — ни проценты, ни основную сумму".
Как у них там
На комиссии был представлен и наглядный материал, как оно на Западе: в Испании льготы дают тем, у кого закредитованная недвижка стоит не более 300 000 евро, доходы домохозяйства в год не превышают 30 000 евро, гнет погашения кредитов возрос по меньшей мере в 1,2 раза за 4 года, а в абсолютном исчислении последние превышают 30% доходов семьи.
В Италии сумма, которую берется помочь оплатить государство, пониже — 200 тысяч, зато доходы могут быть повыше — 35 000. В Румынии критерием поддержки является повышение выплат минимум на 25% в сравнении с 2021 годом.
Богатым помощь не светит
Тут же Банк Латвии привел данные о распределении по уровню жизни тех, кто взял ипотеку в нашей стране. Распределив круг на 5 неравных квинтилей, эксперты зафиксировали, что абсолютное большинство заемщиков (62%) можно причислить, по латвийским меркам, к категории богатых. И только 2% ипотечников относится к беднейшему слою населения. "Примерно у половины домохозяйств — получателей жилищного кредита общие нетто–доходы выше 30 тысяч евро в год", — констатировано главным финансовым учреждением страны.
Для сравнения: если доля тех, кто получает от 10 до 15 тысяч евро на семью, среди заемщиков — 13,5%, то обладателей дохода более 50 тысяч — 13,7%.
Разумеется, можно и из условного среднего класса загреметь в почти что малоимущие. Как пример приводится семья с двумя работающими родителями, в месяц получающими совокупно 2228 евро. При этом у них двое детей и кредитные платежи на объект ценой 146 657 евро (наверное, дом или если уж квартира — то экстра–класса) составляют 891 евро. "То есть упомянутый кредит на жилье квалифицируется на поддержку, ибо доходы после погашения кредитных платежей меньше, чем необходимые минимальные резервы расходов".
Банк Латвии утешает население тем, что если в 2022 году минимальная зарплата составляла 500 евро, а инфляция в стране была 17,3% — то в 2024 году первая составит 700 евро, а вторая лишь 2,4%, так что жить станет лучше, жить станет веселей. Но вот господин Рейрс, мало что министр финансов, признался: "Я не верю банкам. Я не хочу пережить ситуацию, как в 2009 году, когда мы помогали банкам с выкрученными руками". Сейчас Латвия и Словакия находятся на последнем месте по финансированию банками в Евросоюзе.