Термин «моббинг» следует использовать для обозначения преднамеренной психологической травли на рабочем месте, а «буллинг» - для обозначения преднамеренной психологической травли в образовательной среде. Согласно исследованиям, в Латвии 35,5% детей подвергались издевательствам со стороны одноклассников (буллингу) несколько раз в месяц или чаще. Это самый высокий показатель не только в странах Балтии (в Литве - 22,6% и в Эстонии - 25,4%), но и в ЕС.
Жертва, виновник и зрители
«Издевательства - это насильственное поведение, целенаправленная и повторяющаяся агрессия. Определенно существует дисбаланс сил между тем, кто причиняет вред, и тем, кому причиняют вред», - поясняет Элина Бартуле, руководитель образовательных программ Центра ресурсов для подростков, клинический психолог.
Марика Анджане, представитель социального проекта Neklusē, цель которого - снизить уровень буллинга в Латвии с помощью образовательных, поддерживающих и практических мер, отмечает, что в случае буллинга агрессивное поведение может проявляться по-разному. Быть физическим (толкание, удары и т.п.), вербальным (насмешки, угрозы), социальным ("отстранение" от друзей или класса, нежелание общаться), а также осуществляться в Интернете или кибербуллинге (рассылка унизительных сообщений, насмешки в социальных сетях).
В буллинг вовлечены все
Для подростков отношения со сверстниками очень важны. Они способствуют формированию и укреплению их идентичности. Но когда дети сталкиваются с травлей, это негативно сказывается на этом процессе, рассказала Э. Бартуле.
Власть и контроль над ситуацией, которыми обладает обидчик, - это только видимая сторона медали.
«У обидчиков, безусловно, тоже есть проблемы в отношениях. Они могут испытывать тревогу, потому что нападающий не чувствует себя в безопасности, у них может ухудшиться успеваемость, могут возникнуть трудности с развитием социальных навыков. Им не хватает эмпатии, что может негативно сказаться в будущем при построении близких, партнерских отношений. Может возникнуть склонность попадать в неприятности, попадать в поле зрения полиции и вести себя очень агрессивно», - продолжает психолог Э. Бартуле.
М. Анджане признает, что в буллинге участвуют все, включая пассивных наблюдателей. Она поясняет: «Если травля происходит в классе, то все ученики с большей вероятностью столкнутся с проблемами - могут снизиться оценки, возникнуть проблемы с психологическим здоровьем, появится тревожность, плохое настроение».
Издевательства «подпитываются» средой, в которой они приняты
Неблагоприятной для распространения буллинга является среда, в которой он признается и не воспринимается как норма. Важно, чтобы все, включая случайных прохожих, участвовали в пресечении буллинга. Необходимы также четкие инструкции о том, что делать, если буллинг был замечен.
«Наличие подробной системы, знание того, что делать и что произойдет дальше, создает безопасность. Например, ребенок должен чувствовать, что он будет в безопасности и защищен, если расскажет кому-то о своем или чужом опыте. Педагогам также необходимо иметь представление о том, что выступление против буллинга будет поддержано. Часто именно страх и незнание останавливают людей от принятия мер», - подчеркивает психолог.
Наконец, крайне важны меры по развитию эмпатии, созданию и поддержанию дружественной атмосферы. «Доброжелательная обстановка создает безопасность, она приятна. Детям нравится, когда они находятся в такой среде».