Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
19 сентября, четверг
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Почему латвиец получает меньше и живет хуже, чем житель Германии?

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 15:00, 25 октября, 2023

Абик Элкин


Что происходит в мире, мы более-менее поняли – вселенский хаос, который только усиливается и усиливается. А что же в экономике – латвийской и мировой? «Здесь тоже все перевернулось с ног на голову! Да и могло ли быть иначе, учитывая, что экономика не может оставаться «в стороне» от политических процессов в мире, от геополитических изменений», – говорит доктор экономики, преподаватель Илья Герчиков, известный также как бывший многолетний руководитель косметического предприятия.


Источник: Dreamstime

– Илья Залманович, так как проявляется «хаос» в экономике и почему мы оказались там, где оказались?

– Обозначу лишь самые главные причины сегодняшнего экономического кризиса. Во-первых, мировая и европейская экономика в том числе еще до конца не преодолела последствия тяжелейшего финансово-экономического кризиса 2008–2012 годов.
Во-вторых, нынешние геополитические потрясения нарушили всю цепочку логистических поставок, промышленных связей.

В-третьих, экономика оказалась заложником мифов, которые, разумеется, не возникают просто так, из ниоткуда, а специально создаются, чтобы извлечь из этого прибыль. Помните, как нам несколько лет назад внушали, что нужно чуть ли не все производство свернуть, иначе нас в обозримом будущем поглотят озоновые дыры. И никого не волновали серьезные исследования о том, что эти озоновые дыры с определенной периодичностью уменьшаются и увеличиваются и уж точно ни к какой катастрофе человечество не приведут.

Вскоре страшилки про озоновые дыры сменились не менее драматическими повествованиями об изменении климата, хотя в мировой истории человечества погодные условия менялись с определенной цикличностью и раньше. Но эта кампания против изменения климата «родила» еще один миф – миф о зеленой энергии как некой панацее. Хотя все серьезные ученые вам подтвердят, что зеленая энергия, даже если ее сделать максимально эффективной, позволит создать максимум 12–14% от всей потребляемой энергии!

Все энергоемкие производства не работали и просто не смогут работать без использования существующих источников энергии, включая фоссильное топливо. Можно думать над тем, как уменьшать вредные выбросы, как уменьшать влияние этих выбросов на окружающую среду, но без этих источников энергии нужно будет просто свернуть всю тяжелую промышленность (и не только) и вернуться, простите, в XVIII век.

Экономическое развитие замедляют не только мифы, но и политические элиты – последние десятилетия не только в Латвии к власти приходят, дипломатически выражаясь, странные люди – далекие от понимания реальной экономики, зачастую это просто, простите, малограмотные популисты. Увы, избиратели им верят, поскольку человек так устроен: ему очень хочется верить в эти красивые обещания, даже если он подсознательно понимает, что эти обещания практически невыполнимы.

Но давайте сфокусируемся все-таки на том, что происходит в нашем доме. Обратимся к статистике.
ВВП за прошлый год составил 39 миллиардов евро. В пересчете на душу населения в сравнительных ценах это составляет порядка 15 310 евро. Для сравнения: ВВП Германии составляет примерно 4 триллиона евро, в пересчете на душу населения – это порядка 47 000 евро.

Вот вам и ответ: если у нас ВВП на душу населения составляет 15 310, а в Германии – 47 000 евро, то стоит ли удивляться, почему у нас зарплаты и уровень жизни в разы ниже, чем в Германии?

– Почему у нас сравнительно низкий уровень ВВП и растет он крайне медленно?

– Во-первых, львиную долю в этом ВВП составляют торговля и самые различные услуги. При этом торговля и большинство услуг добавленную стоимость не создают. Добавленную стоимость создает главным образом производство! Реальный же сектор экономики, то бишь производство, у нас по-прежнему занимает очень скромное место во внутреннем валовом продукте.

Еще один наглядный пример. При годовом ВВП бюджет страны составляет порядка 12 миллиардов евро. Из них 2 миллиарда – это деньги Евросоюза. Еще один миллиард – это деньги, которые поступают в Латвию от уехавших на заработки или ПМЖ соотечественников. 2 миллиарда – это то, что мы берем в долг.

Что же мы сами зарабатываем? Приблизительно 7 миллиардов евро. Из них 50% – это сборы от различных налогов и пошлин. Если эти 7 миллиардов поделить на реальное количество живущих в Латвии – 1,6 миллиарда, то в год на человека получается 4,3 тысячи евро. А в Германии на одного человека из ежегодного дохода бюджета приходится порядка 12 тысяч евро. Вот так мы и живем.

– Клиническая картина понятна. А что же надо сделать, чтобы вырваться из этого плена нищеты (на уровне ЕС) и оставить последние строчки рейтинга экономического развития стран ЕС?

– Я назову лишь основные проблемы, не решив которые мы из этого, как вы выразились, плена нищеты не вырвемся. Прежде всего, пора уже понять, что при таком количестве населения и при таком уровне экономического развития мы просто не можем позволить себе тратить такие деньги на управленческий аппарат. Административные расходы необходимо сократить минимум на 30%!

Общие расходы на госуправление у нас приближаются к 50%, а в Германии общие расходы в доле бюджета на госуправление составляют 14-15%! Как говорится, почувствуйте разницу!

Далее – необходимо скорейшим образом навести порядок с доходами, или, точнее, с системой назначения зарплат в госпредприятиях. Как могут члены правления монопольных предприятий, то есть предприятий, которые живут за счет предоставления – на безальтернативной основе! – услуг населению получать в месяц по 9–12 тысяч евро? То есть больше, чем президент и премьер вместе взятые! В какой стране на госпредприятиях могут позволить платить такие зарплаты? Ну разве что в Швейцарии, Люксембурге или в Австралии с Канадой. Нам до этих стран по уровню дохода и экономическому развитию еще как до Луны!

Очевидно, что нужно менять банковскую политику. Чудес в экономике не бывает: ни одно серьезное производство не может жить без кредитов. У нас же промышленные предприятия не в состоянии получить кредиты или их можно получить на столь невыгодных условиях, что все равно развиваться будет невозможно.

В последнее время из уст латвийских политиков начинают звучать здравые предложения, о которых я, например, говорил уже последние лет 15 – практически с того момента, как государство ликвидировало последний государственный банк – Ипотечно-земельный! Государство должно иметь свой, а лучше даже два или три госбанка с разной ориентацией – инвестиционный, кредитный, инновационный…

На перечисление всех мер, которые необходимо предпринять, чтобы экономика реально заработала, не хватит и нескольких газетных полос. Но я бы еще хотел выделить одну проблему, с которой сам как один из кредиторов столкнулся, – это неэффективность системы неплатежеспособности!

Всё, включая законодательство, устроено таким образом, чтобы, простите, наживались только те, кто этим процессом управляет, – администраторы неплатежеспособности.

Контроль за их деятельностью слабый и формальный, их заработок практически не зависит от результатов работы. На мой взгляд, данный институт администраторов просто нежизнеспособен и его необходимо реформировать. Самый лучший вариант – создание подразделения при Минфине, которое бы и управляло процессом неплатежеспособности. Под строгим контролем государственных органов.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Lifenews «Я — сын оккупанта» – как в советское время попадали на Рижскую киностудию
Наш собеседник относится к поколению исторического 1945 года. Наверное, поэтому он и в зрелом возрасте сохраняет энергию, сочетаемую с мудростью. Портал bb.lv беседует с бывшим рижанином и москвичом, литератором, театральным деятелем и кинематографистом Валерием Стародубцевым, ныне живущим в Германии.
Lifenews Живой носитель мертвого языка: что латышский ученый двадцать лет делал в Москве?
Мертвый язык – звучит страшновато. Однако как невозможно представить сегодня медицину и юриспруденцию без латыни, так и языкознание опирается на изучение древнего санскрита.
Политика Чего ожидать от России, Израиля и США – прогнозы из Риги
На вопросы портала bb.lv отвечает Карлис Буковскис — директор Латвийского института внешней политики, доцент Рижского университета Страдыня.
Политика «Взаимное доверие и чувство принадлежности» - министр культуры Латвии
Агнесе Логина (1990) — самый молодой руководитель Минкульта нашей республики. Профессиональный киновед, образование получила в колледже Амстердамского университета (бакалавр) и Латвийской академии культуры (магистр).