Дворы принадлежат городу. Но руки частных застройщиков к этим дворам тянулись давно, поэтому еще в 2006 году Рижская дума приняла мораторий на их застройку.
С тех пор минуло много лет, принят новый план развития Риги, в нем моратория больше нет. Но, как видно, инвесторы не забыли своих планов.
Фантазии должностного лица
На прошлой неделе главный архитектор Риги провел с жителям Агенскалнских сосен встречу и рассказал о своем представлении развития этой территории: на карте микрорайона во дворах были врисованы двенадцать новых жилых домов с кучей автомобильных парковок вокруг. То есть в планах произошло "уплотнение до максимально возможного".
После того как люди увидели, что архитектор задумал сделать с их районом, народ стал громко возмущаться. Практически все жители сплотились против этого плана: "Вы, показывая это нам, в каком качестве выступаете?" — "Ну, я главный архитектор…" — "Когда и где подобное обсуждалось?!" — "Я показываю это как частное лицо. Это просто мои, можно сказать, фантазии на тему развития микрорайона".
Через три дня в Сосны приехал сам мэр Вилнис Кирсис. И сообщил жителям, что попросит архитектора больше не показывать подобные планы–фантазии и не будоражить население.
Перелопатить район? Это легко!
И в тот же день вечером прошел "Хакатон" (форум, мозговой штурм), на котором урбанисты пытались представить видение развития микрорайонов Дзирциемс и Агенскалнские сосны.
Кстати, жители на встрече с мэром и чиновниками жаловались на первое и самое главное — неосвещенность дворов. Фонари советского времени давно перегорели, постсоветские лампочки рижские власти вкрутить не удосужились.
На "Хакатоне" собрались урбанисты десяти команд, но только одна их них вспомнила и отметила, что в этих местах помимо "новых активностей" надо бы сделать освещение.
Впрочем, это слишком приземленно. В ходе мозгового штурма рождались самые неожиданные идеи. Одна команда, например, предложила вдоль домов создать некие поля фильтрации, дабы увлажнить территорию (то есть увеличить поголовье комаров). Другая команда решила, что прямо под окнами жителей надо создать зону активного отдыха (то есть это чтобы под окнами с утра до позднего вечера шумели активные люди). Еще одна команда решила, что нужно кафе. Кстати, кафе "Приедес" здесь действительно было. Но оно обанкротилось, какое–то время в старых помещениях работала пекарня, и район пропах дрожжевым тестом. Впрочем, пекарня тоже прогорела.
Здание кафе было снесено, и теперь на этом месте стоит жилой дом. Одновременно с постройкой этого здания жители потеряли дорожку к троллейбусной остановке и протоптали тропинку вдоль забора нового домовладения. Вот если говорить о благоустройстве, то тропинку, действительно, желательно заасфальтировать.
Но без кафе район не остался — вместо обанкротившейся парикмахерской открылась кебабная. А напротив в подвале то работает, то нет круглосуточный магазин–кафе. И еще через улицу напротив была пиццерия. Но и она обанкротилась.
Впрочем, вернемся к более насущным для жителей Сосен проблемам. Многие пешеходные дорожки давно разбиты и требуют ремонта — и вот вам чудеса: случайно или нет, но за пару дней до прибытия мэра одну из центральных дорожек, на которой местами и асфальта не осталось, покрыли асфальтом.
Проблемы, которые можно решить
Освещение существующих дорожек — это не миллиарды. Их асфальтирование — тоже. Почему–то из года в год укладка асфальта в Агенскалнских соснах не попадает в соответствующую программу столичного самоуправления, хотя по 2 миллиона в год на это выделялось.
А в позапрошлом году со словами "так всюду давно все заасфальтировано" оказалось, что из 2 млн на асфальтирование дорожек было потрачено 0 (ноль) евро. В прошлом году с трудом смогли найти места, где нужно заасфальтировать на 300 тысяч. Данных за этот год пока нет. Плохо ищете — неотремонтированных пешеходных дорожек во дворах Риги более чем достаточно!
Третья проблема после освещения и асфальтирования — эта парковки. Сначала городские власти запретили стоянку на улице Агенскална, затем на ул. Дрейлиню — и уже собирались запретить на ул. Кристапа, но там что–то не срослось. Разумеется, все машины, изгнанные с улиц, припарковались во дворах. И это вполне предсказуемый результат.
Но лишь одна из групп урбанистов отметила, что вдоль улиц — там, где это возможно, посоветовавшись с жителями, хорошо бы устраивать парковочные карманы. Как это уже было сделано в Риге на ул. Малиенас и на улице Лиелвардес. Решит ли это проблему — разумеется, нет. Но на какое–то время может облегчить ее.
Поэтому проезды к подъездам шириной в 3 метра при грамотном применении керамической плитки с отверстиями для травы можно расширить до 5 метров. Травы там по большей части все равно сейчас нет, потому как там запаркованы машины. Но следует учитывать и тот момент, что в Соснах, в отличие от Зиепниеккалнса или Золитуде, вдоль подъездов нет пешеходных тротуаров. Поэтому машины и люди передвигаются в одном пространстве.
"Что–то надо менять!"
Один из архитекторов, объясняя цели и задачи, пояснил: "Что–то надо менять, и это понятно". Но если жители не просили ничего менять, а лишь привести в порядок дорожки и установить освещение, то зачем навязывать "счастье", которого не просили?
Если же говорить о некоем зонировании, то детская площадка там есть. В одном из дворов две горки, где зимой дети катаются на санках, есть березовая роща, которая уже сама по себе выполняет рекреационные функции: летом там люди отдыхают, вокруг резвятся их дети, неподалеку выводят своих питомцев собачники. Там надо только восстановить покрытие дорожек и устроить вдоль них освещение.
В центре двора на равном удалении ото всех домов есть центральная площадка. Там собираются днем пенсионеры, а вечером, увы, любители шумных компаний. Так вот, между это площадкой и сделанным непонятно зачем скейт–парком, на котором постоянный шум от скейтбордистов и роллеров, вполне можно установить спортивное снаряжение для "тихой гимнастики" пенсионеров. Кстати, занятия по гимнастике в дворе по вечерам тоже проводятся.
Если же говорить об активном отдыхе, то через дорогу — крытый корт, рядом Агенскалнская гимназия со стадионом. Поэтому внутри жилого двора вместо тишины и релаксации никакие шумные развлечения размещать нежелательно. Люди все же после работы хотят тишины и покоя. Если бы им нужен был шум и гам, то они выбрали бы себе другое место жительства.
А ведь хотели говорить об утеплении
Изначально встреча архитектора и жителей должна была быть посвящена теме утепления домов. Жителям должны были рассказать, что один дом в Соснах уже жильцы утеплили. Пятиэтажный дом, три подъезда. Стоимость утепления и реновации еще до скачка цен — 860 тысяч евро.
На странице "Альтум" в ноябре 2022 года была информация, что утепление 50–квартирного дома стоит 1 млн евро. Никто не назвал конкретную цифру для дальнейших перерасчетов, но у вашего автора при расчетах получилось, что для стандартных пятиэтажек сумма получалась примерно по 20 тысяч на квартиру. С тех пор цены взлетели, а новые расценки в публичном доступе пока не появлялись.
И это еще без учета того, что после ремонта всех труб житель квартиры должен вернуть на место или заменить выломанную кафельную плитку. Некоторые бабушки в реновированном и утепленном доме до сих пор сами этого сделать не могут, а мастеров искать пенсии не позволяют. Конечно, этот вопрос ни к урбанистам, ни к структурам, ответственным за утепление, никакого отношения не имеет.
Один из выступавших на "Хакатоне" так и отметил, что надо принять закон: обязать жителей создать общество и взять на себя обслуживание дома… Годы идут, но ничему иному, кроме как "загонять в колхоз", так и не научились.
Теория и практика
И еще наблюдение. На "Хакатон" прибыли урбанисты, многие из которых получили образование в Дании, Голландии, Бельгии. Почти во всех выступлениях прозвучала мысль, что в городе нужны велодорожки, что пешеходы на первом месте, что новое мышление выбирает альтернативные виды транспорта типа электросамоката, что нужно развивать общественный транспорт.
Однако в ходе опроса, кто как прибыл на это мероприятие, оказалось, что:
— на электросамокате приехал — 1,
— поездом — 7,
— на велосипеде — 13,
— пешком пришли — 22,
— общественным транспортом добрались — 63,
— на личном автомобиле прибыло — 117.
Кстати, ваш автор приехал на "Хакатон" автобусом 21–го маршрута.
В заключение вспомним старинную латышскую пословицу: Neskaties manos darbos, klausies manos v?rdos ("Не смотрите на дела мои, а слушайте слова мои)"…
Фото автора.