По мнению историка, основной ошибкой диктатора считается то, что в 1940 году он «не сказал обществу, что нам реально будет сделано — будет уничтожена государственная независимость».
«С другой стороны, в последнее время я не столь критично против такой позиции Улманиса, ибо я больше посмотрел на осуществлявшуюся в 1939-1940 годах экономическую и военную политику. Видно, что Латвия готовилась к тотальной народной войне против агрессора всеми доступными средствами. Это означало, что 17 июня 1940 году у Улманиса был очень большой риск сказать, что в наше государство входят войска не дружественного, но враждебного государства, ибо даже армия спонтанно по своей инициативе уже начала частичную мобилизацию. Если бы Улманис заявил, что это не дружественные войска, ситуация могла бы выйти из-под контроля и были бы очень большие жертвы. Общество было подготовлено к тотальной войне, не были готовы другие решения, например, ненасильственное сопротивление или партизанская война, возможности маневра были достаточно ограниченны».
«Очень неприятное дело, - продолжает Я.Шилиньш, - однако есть активное сотрудничество Улманиса с оккупационной властью, постановка подписи под распоряжениями о ликвидации государственной структуры».
В целом ученый полагает, что история оказывает позитивное влияние на современность: «В связи с ковидом или войной в Украине люди не теряли здравый рассудок, если знали, что пережили предыдущие поколения и как они в подобных ситуациях действовали. Если знаешь примеры прошлого, не чувствуешь зажатым в тот миг, когда на тебя давят и ты не знаешь, как реагировать, куда деваться и что делать».