Речь идет о профессорах по так называемым пожизненным контрактам (tenure), без права увольнения администрацией. Что позволяет им быть независимыми как в суждениях, так и в составлении программ. Свободными от каких бы то ни было ограничений. Впрочем, вероятно, ажиотаж среди чудаковатых гениев-профессоров небольшой. Похоже, все-таки какие-то ограничения существуют. Хотя зарплата по местным меркам ничего – 5600 до вычета налогов.
ЛУ разыскивает профессоров биологии, медицины, физики, компьютерных наук, языкознания, философии, социальных наук и педагогики.
Как утверждают в Минобразе, объявление о приеме на работу не получило международного резонанса, поэтому оно настаивает, чтобы они размещались не только в латвийских СМИ, но и в заграничных. Обычно профессора – народ занятой и им некогда листать латышские газеты. А заграничные профессора латвийской науке ой как необходимы, чтобы избавиться от местечковости и выйти на международную арену. Хотя местным профессорам, возможно, такая конкуренция не с руки.
Но и они могут спать на своих рабочих местах спокойно. Дело в том, что претендентам, кроме всего прочего, надо владеть латышским языком на уровне С1, при этом иностранцу надо вынуть из широких штанин удостоверение о достаточном уровне владения государственным языком. Не знаю, но, может быть, всякого рода эйнштейнов отпугивает именного это условие. Но, увы, у нас свобода, как и демократия, не могут быть безграничны. Это надо вызубрить любому заграничному профессору.
Антон ДЕМИДОВ