Существующий план дотаций до 2027 года не предусматривает справедливой компенсации для земледельцев, работающих в "особых условиях".
Несмотря на то, что Латвию принято считать небольшой страной, у нас присутствуют довольно существенные отличия в климате.
Вегетационный период — то есть время, в которое возможно произрастание плодов земли, разнится от 208 дней на юге Курземе до 199 в Земгале и 184 на севере Видземе. То есть максимально 24 дня разницы!
Но не от одного климата зависит ведение сельского хозяйства — необходима соответственная почва. В этом плане наилучшие земли Латвии, чья ценность, по методике ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) находится в границах 50–77 баллов, расположены на Земгальской равнине, частично — на прилегающей к ней Среднелатвийской низменности и Восточно–Курземской возвышенности. Такие земли в мировом рейтинге определяются как умеренно–пригодные.
В свою очередь, наименее ценные в плане растениеводства угодья находятся в приморских низменностях, в окрестностях Риги, центральной части Видземе, на Латгальской возвышенности. Их оценка — менее 25 баллов, то есть непригодные.
Возможность их использования в сельском хозяйстве либо требует серьезных материальных затрат, либо имеются тяжелые ограничения, которые не могут быть устранены.
В материале, который распространили в парламенте лидеры крестьянских организаций Айварс Бернанс и Сандра Стрицка, указывается, что на ведение сельского хозяйства в Латгалии влияют как изменения климата, так и политические процессы. Колебания в отрасли "невозможно точно прогнозировать".
"Сельскохозяйственный сектор не стабилизировался", — констатируют активисты.
Поэтому в правила Кабинета министров № 198 о присвоении прямых платежей сельским хозяевам необходимо внести поправки. Однако пойдут ли на них законодательная и исполнительная власть, когда бюджет на 2024 год уже утвержден?