Такие планы озвучило Министерство земледелия на заседании парламентской комиссии по долгосрочному развитию. Вроде бы все прекрасно, но имеются нюансы.
Политика Европейского союза в области агросектора в настоящее время нацелена не на расширение производства, а на так называемое устойчивое развитие — с наименьшим влиянием на окружающую среду.
В "зеленый курс" ЕС входят: уменьшение на 50% внесения пестицидов; сокращение к 2030 году на 20% удобрений; снижение на 50% антибактериальных средств для сельскохозяйственных животных и аквакультуры.
Десятую часть используемых в сельскохозяйственном производстве земель предполагается сделать "высокоценными элементами ландшафта".
По части пейзажа Латвия уже далеко превзошла высокие цели Брюсселя — у нас пейзажи на селе ценны на 16,8%, свидетельствуют данные минземледелия. С другой стороны, почему бы просто не скосить травку, если за это идут такие же погектарные платежи, как за выращивание пшеницы, которая то ли взойдет, то ли нет — и которую еще, возможно, не пожелают приобрести по выгодной цене.
Между тем Евросоюз в ближайшем будущем станет предъявлять хозяйствующим субъектам повышенные требования: станут проверять биологическое разнообразие почв и экосистем — всего по 10 параметрам, необходимым для получения вышеназванных платежей. Поэтому Евросоюз в Латвии на 2023–2027 годы ассигновал ни много ни мало 111 159 685 евро на "содействие сохранению разнотравья".
То есть наиболее вероятно, что продукты питания в стране станут в последующие годы еще дороже, зато сможем полюбоваться лужками, выбравшись за город. Ведь на цели среды будет выделяться 48% дотаций сельскому хозяйству, 46% на экономические и 6% на социальные темы.
В Латвии будет проводиться создание искусственных болот — таковых до 2027 года предполагается сделать 80, еще 390 "объектов зеленой инфраструктуры" будут представлять выведенные из сельхозоборота земли, засеянные "биологически ценными" травами.
Латвийские сельскохозяйственные чиновники утверждают, что новая политика позволит сформировать "устойчивую поддержку дополнительных доходов" для 45 000 крестьянских хозяйств. В свою очередь, тех, кто будет повышать свою конкурентоспособность, среди фермеров окажется существенно меньше — 2000. То есть товарное земледелие уступит место ландшафтному. Крестьянин по сути сделается персоналом заповедников.
Следует отметить также, что агросектор рассматривается как некая вещь в себе без всякой связи с потреблением населения. Так, минземледелия ни разу не упомянуло в своей презентации для Сейма, по какой цене, к примеру, в ЛР в 2027 году будет продаваться хлеб и молоко, яйцо и мясо, картофель и томаты. И где и по каким технологиям они будут произведены. А тенденции последнего времени в данном отношении, прямо скажем, не внушают…
Фото автора.