Впрочем, еще до начала широкомасштабной военной кампании РФ в Украине Латвия готовила собственную стратегическую отрасль. За несколько лет начало реализовываться около 40 проектов, связанных с военной промышленностью, с общим бюджетом порядка ста миллионов.
Софинансирование Минобороны было весьма скромным — порядка 3–5%, теперь же в содействии с Латвийской федерацией индустрии безопасности и обороны намереваются произвести прорыв в сфере военного хай–тека. Привлекая такие научные силы, как Рижский технический университет, Центр оборонных технологий и инноваций, а также Академию национальной обороны.
Участие различных хозяйственных субъектов Латвии в обеспечении потребностей Национальных вооруженных сил создает риски, которые невозможно решить в рамках имеющегося законодательства. "Такая угроза распространяется не только на хозяйственное использование вложенных в оборонную отрасль финансовых средств, но также на непрерывную способность НВС вести выполнение задач, существенных для национальной безопасности".
В аннотации к законопроекту особо указывается на "в данный момент напряженную ситуацию безопасности в регионе Балтийского моря и отношениях НАТО и Российской Федерации, неопровержимую роль оборонной индустрии в системе мобилизации НВС, а также подозрениях структурных подразделений Российской Федерации в до сих пор целенаправленно осуществлявшихся действиях саботажа в других государствах (в т.ч. НАТО)".
В условиях кризисной ситуации важнейшей становится логистическая проблема: "Исключаются наземные поставки, в свою очередь, на пути воздушных и морских поставок намного легче воздействовать, как это, между прочим, в данный миг можно наблюдать в отношении создаваемых Российской Федерацией угроз Украине…"
Да и не факт, что союзники всегда будут идти навстречу: латвийским законодателям напомнили, как Берлин изначально блокировал отправку Эстонией старых советских орудий Украине на том основании, что те были получены от бундесвера. Канада, со своей стороны, во время последней Карабахской войны заблокировала поставки в Турцию — тоже член НАТО.
Новый закон предполагает различные форматы стратегического партнерства армии с предпринимателями, во исполнение которого, кстати, уже сейчас в районе базы Североатлантического альянса в Адажи установлена современнейшая система мобильной связи, пресловутая 5G. Все эти работы ВПК необходимо будет подвергать непростой системе допусков секретности, от конструкторских бюро до складов готовой продукции.