– Как вы в целом оцениваете уровень угрозы в Балтийском регионе сейчас?
– Ситуация в сфере безопасности сейчас достаточно стабильна. Во-первых, благодаря вступлению Латвии в НАТО, мощный военный альянс. Мы добились того, что можем усиливать свою способность обороняться.
Мы максимально подключаем общество к вопросу усиления безопасности. И мы очень открыто и честно сообщаем о том, насколько мы готовы защищать страну и какие главные угрозы есть сейчас. Все это происходит в рамках системы коллективной безопасности.
Я могу заявить латвийскому обществу, и, конечно, нашим союзникам, что Латвия сейчас находится в безопасности.
– Насколько физически Латвия готова к возможному нападению? От российской границы до Риги всего примерно 250 километров. Способны ли Национальные вооруженные силы оказать сопротивление на этом маршруте?
– Было бы очень безответственно с моей стороны и со стороны министерства обороны и правительства Латвии рассчитывать только на силы наших союзников. Поэтому мы с самого начала, как только Латвия восстановила свою независимость, начали строить свою систему обороны, и продолжаем ее строить до сих пор.
Вы верно указываете на то, что расстояния небольшие, и мы, конечно, это учитываем, распределяя разные подразделения и военную технику. Например, системы противовоздушной обороны. Мы создаем всестороннюю систему обороны страны, и это означает, что за безопасность страны отвечают не только вооруженные силы вместе с силами ополчения.
В систему безопасности страны вовлечены разные государственные структуры, общественные организации, частные компании и в целом все общество.
Это та сила, которая вселяет уверенность, что мы сможем адекватно отреагировать на любую угрозу в течение короткого времени.
– Сейчас появляется информация о возможном дефиците оружия на европейском рынке. Этот дефицит можно ощутить уже сейчас?
– У нас такая информация есть. И в нашем случае повезло, что мы успели заключить контракты на покупку систем вооружения, и скоро будет подписан еще один договор о закупке ракет артиллерии.
Не так много стран, которые производят собственную бронетехнику. Машины "Патрия", к примеру, полностью собираются и укомплектовываются здесь, в Латвии. И сейчас мы развиваем это направление, была основана военная корпорация. И если за пределами Латвии будет ощущаться дефицит амуниции, мы сможем его восполнить за счет собственного производства.
Но вы абсолютно правы, поезд под названием "военная инфраструктура Европы" очень медленно набирает скорость. А спрос сейчас огромный.
– Как вы думаете, какие главные уроки Латвия должна извлечь из своей военной истории?
– Самый большой урон был нанесен, когда мы, как нация, надели форму двух чужих армий. Одну мы носили четыре года, вторую – пятьдесят лет. Это абсолютно недопустимо.
Я убежден: если нация доверила тебе защиту государства, то вооруженные силы должны были в 1940 году защищать страну с оружием в руках.
Я не хочу, чтобы эта ошибка была допущена еще раз, сейчас, или когда-нибудь в будущем. Я хочу, чтобы мы, Национальные вооруженные силы, были способны выполнить свою главную задачу – защищать латвийскую нацию, каждого отдельного человека как главную ценность государства.